- Я воспитанник детского дома, - рассказывает правозащитник из Белгорода Роман Степанов. - Вместо того чтобы получить положенную мне жилплощадь, я попал в психиатрическую клинику с придуманным диагнозом, где меня били и поили лекарствами. Мне повезло, меня вытащили оттуда добрые люди.
Пройдя через это, Роман Степанов решил помогать детям, попавшим в такую же ситуацию. Он убежден, что восстановить справедливость можно, ведь каждый ребенок имеет право жить нормально.
- Дом ребенка, в котором проходят первые пять лет жизни человека, - говорит Елена Альшанская из фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам", - это здание, обнесенное высоким сплошным забором, вход только через охранника, а сами дети выходят за ворота очень редко.
Дети-сироты оказываются в изоляции, а закрытая, изолированная от общества и постороннего взгляда среда, по мнению Альшанской, не только тормозит психоэмоциональное развитие детей, но и благоприятствует нарушению их прав. Самое простое не решать проблему, а скрывать, что, собственно, и делается.
- Мы узнали про этих детей, провели свои мониторинги, собрали материалы, передали в соответствующие государственные органы, а результата нет, - сетует Елена Альшанская. - Он скорее противоположный - мы потеряли возможность проходить в некоторые учреждения.
Общественная палата предлагает свой способ решения проблемы - сформировать в субъектах Российской Федерации комиссии по гражданскому контролю в социальной сфере.
По словам председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александры Очировой, гражданский контроль необходим, но сложность в том, что механизмы этого контроля нигде не прописаны.
Безусловно, необходим соответствующий закон, но его нет, поэтому правозащитники предлагают начать строить систему снизу. Для этого необходимо всего лишь постановление главы администрации региона, утверждающее положение, разработанное представителями общественных организаций.
В положении написано, что в субъекте РФ образуется комиссия по гражданскому контролю в социальной сфере. Члены комиссии наделяются самыми широкими полномочиями: они могут в любое время посещать учреждения социальной сферы, опрашивать детей, беседовать с сотрудниками, осматривать служебные помещения и аппаратуру, обращаться с запросами в прокуратуру и другие госучреждения.
Пока это положение существует только в проекте, его еще предстоит доработать, прежде чем отправить в регионы.
Председатель правления фонда "Социальное партнерство" Валерий Борщев настоятельно предлагает перейти наконец от обсуждений к практическим действиям.
- Не стоит рассчитывать, что с принятием этого положения система сразу же начнет работать, - предостерегает он. - Нужно готовиться к долгой и кропотливой работе в конкретных местах с конкретными людьми. Мы, например, создали школу общественных инспекторов, в которой уже обучили 300 человек. Важно растолковать людям, что они могут сделать, куда обратиться.