Вчера же, выступая на форуме "Трубопроводный транспорт-2007", заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев сделал общий вывод: "Мы успешно решаем текущие задачи по своевременному обеспечению сырьем предприятий страны и экспорту за рубеж, хотя трубопроводная система развита пока недостаточно". Эта оценка перекликается и с официальным обоснованием объединения: "в целях формирования единой системы транспортировки нефти и продуктов ее переработки трубопроводным транспортом и защиты экономических интересов страны".
Поясним, что, согласно указу президента, 100 процентов акций ОАО "Транснефтепродукт" будут приватизированы и внесены в качестве вклада России в уставный капитал "Транснефти" в обмен на выпуск дополнительных обыкновенных акций. В перспективе, отметил Семен Вайншток, "Транснефтепродукт" перестанет существовать как отдельная компания и не будет "дочкой" "Транснефти". Технология сближения, по его мнению, будет такова. Росимущество, владеющее 75 процентами акций "Транснефти", должно созвать внеочередное собрание акционеров. Затем, уже в мае, пройдет оценка акций "Транснефтепродукта": от этого шага зависит объем дополнительной эмиссии. После ряда корпоративных процедур и получения разрешения ФАС совет директоров "Транснефти" может утвердить решение о дополнительном выпуске акций "Транснефти". И, наконец, в сентябре Федеральная служба по финансовым рынкам может одобрить допэмиссию.
В новой компании сколько-нибудь значительного увеличения численности персонала не предполагается. "Думаю, нам понадобится 10-11 процентов от существующей численности работников "Транснефтепродукта", - считает Семен Вайншток. Глава "Транс-нефтепродукта" Сергей Маслов в свою очередь сообщил, что многие службы у двух компаний одинаковы, и объединение позволит сократить расходы на них. Кстати, именно повышение эффективности работы и было одним из ключевых аргументов в пользу слияния.
В целом объединение монополистом по трубопроводной транспортировке нефти и нефтепродуктов стало еще одним шагом в консолидации активов под крылом государства. Доля государства в объединенной компании должна составить не менее 75 процентов плюс одна акция. До этого состоялось преобразование "Газпрома" в многопрофильный концерн, в том числе путем покупки пакетов "Сибнефти" и "Мосэнерго", усиление "Роснефти" путем покупки главного актива "ЮКОСа", "Юганскнефтегаза", создание авиастроительной и судостроительной корпораций. Недавно глава Роспрома Борис Алешин озвучил планы создания таких холдингов еще в четырех подотраслях промышленности.
Тем временем целью строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы не является остановка транзита нефти по нефтепроводу "Дружба", заявил Семен Вайншток. По его словам, цель строящегося нефтепровода - "дать возможность выбора нефтяникам". Как сообщил замглавы минпромэнерго Андрей Дементьев, сейчас правительство России ведет работу над подготовкой соответствующего решения о строительстве второй очереди БТС.