Вопрос: каким образом? Теоретически распоряжаться собственностью вполне может Совмин Союзного государства. Однако договор России и Беларуси 1999 года таких полномочий наднациональному органу не делегировал. Поэтому в январе 2006 года на заседании Высшего Госсовета Союзного государства в Санкт-Петербурге Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали соглашение о праве собственности и порядке управления ею.
Цель нового документа - очертить правовое поле вокруг общего имущества в так называемый переходный период, то есть до принятия Конституционного акта и утверждения основ гражданского и хозяйственного законодательства. По соглашению Союзному государству принадлежит право собственности на средства бюджета, имущество, на эти деньги созданное, приобретенное или безвозмездно переданное государствами-участниками. Доходы от использования такой собственности зачисляются в бюджет. Вопросы отчуждения или иные формы распоряжения имуществом решает союзный Совмин, за исключением приватизации. В случае выхода одной из сторон из Союзного государства или прекращения его существования доли каждой определяются с учетом произведенных отчислений в общий бюджет либо переданного имущества. Если коротко - такова суть подписанного соглашения, которое, как стало известно в конце марта, правительство Российской Федерации уже готово передать для ратификации в Госдуму.
Определенные шаги по урегулированию вопроса предпринимаются и в Беларуси. По словам директора Фонда госимущества Натальи Жерносек, каждая взятая из союзного бюджета копейка - на строгом учете. Причем считаются не только материальные активы, "ноу-хау", программные продукты, но и средства, израсходованные, допустим, на проведение семинаров таможенных органов России и Беларуси. С 2002 года ведется реестр союзных приобретений.
Его пополнением с прошлого года занимается Государственный комитет по имуществу (ГКИ), которому был передан в подчинение Фонд госимущества Министерства экономики Беларуси. На днях госкомитет утвердил положение об организации учета имущества, приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства и расположенного на территории Беларуси. Впрочем, ничего принципиально нового не произошло. Положение подтверждает и пролонгирует намерение и впредь уделять вопросам союзной собственности самое пристальное внимание.
По положению, учету подлежат все виды имущества, на которые в той или иной мере тратился союзный бюджет независимо от объемов финансирования стран-участниц Союзного государства и наличия иных источников инвестиций совместных программ и проектов. В первую очередь речь идет о материальных активах: здания, сооружения, незавершенное строительство, передаточные устройства, машины, оборудование, транспортные средства, опытные и экспериментальные образцы. Исключение - земля. В Беларуси она находится в собственности государства и граждан, которым она передана для садоводства, строительства жилья и т.д. Не менее тщательно отслеживается судьба объектов интеллектуальной союзной собственности (конструкторская, технологическая, нормативно-техническая документация), доли в уставных фондах обществ и компаний.
Как это происходит на практике? Курируют и отслеживают "материализацию" денег министерства, концерны, другие органы государственного управления, ставшие заказчиками совместных программ и проектов, финансируемых из средств бюджета Союзного государства. Но первичный учет осуществляет конкретное предприятие (исполнитель союзных программ), в ведение которого переданы оборудование, документация или другие активы. Здесь заполняются специальные карты учета. Затем информация обобщается и стекается в Фонд госимущества - в сводный перечень (реестр) находящейся на территории Беларуси собственности. Фонд не просто хранит и анализирует имеющиеся сведения, но и готовит предложения по вопросам регулирования отношений союзной собственности вышестоящему руководству, в правительство страны и наднациональные органы Союзного государства.
Такой порядок будет действовать до принятия уполномоченными органами решения о передаче в собственность Союзного государства его имущества, находящегося на территории страны. Распоряжаются им предприятия так же, как и любой другой республиканской собственностью. Только приватизировать или использовать не по целевому назначению это имущество запрещено.