Такой динамике мог бы позавидовать любой торговый партнер. Однако сегодня и эти достижения уже вряд ли соответствуют темпам социально-экономического развития наших союзных стран, их потенциалу. Так что не случайно премьер-министр белорусского Правительства Сергей Сидорский, недавно побывавший в Москве, где детально обсуждались планы развития делового партнерства, с теми же целями совершил визит в Санкт-Петербург. В очередной раз подтвердилось, что белорусские товары весьма востребованы в регионе. Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов проявил, например, заинтересованность в расширении поставок белорусской сельскохозяйственной техники. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко ратовала за расширение поставок белорусских сельхозпродуктов, в том числе сахара, а также коммунальной и дорожной техники, троллейбусов, лифтов, грузовых автомобилей и автобусов.
Как видится новый уровень сотрудничества? Начнем с троллейбусов. В Беларуси недавно освоили выпуск модели, отличающейся современным дизайном и сниженным расходом электроэнергии. Кстати, этот троллейбус проходит испытание в Санкт-Петербурге. Так почему бы, предложил С. Сидорский, не открыть в этом городе филиал по производству такой техники или создать совместное предприятие? Аргументов в пользу таког о взаимодействия немало: у питерцев огромная потребность в обновлении самого экологичного и вместительного наземного транспорта, здесь же производятся для него многие узлы и детали. Да и обходиться муниципальному бюджету совместная машина будет дешевле. По такому же принципу можно наладить и выпуск в Санкт-Петербурге белорусских лифтов, потребность в которых в городе в связи с большой реконструкцией жилья достаточно велика. В. Матвиенко выказала заинтересованность в подобных проектах.
- У нас есть программа по замене и модернизации лифтов, - отметила она в беседе с Сергеем Сидорским, - вы можете участвовать в конкурсах. Нам также было бы интересно создание СП по производству лифтов.
Подобные примеры не должны стать единичными. Беларусь предлагает перейти от прямых поставок своей продукции к созданию на территории России белорусских торгово-логистических центров.
- Нам необходимо создать инфраструктуру в сфере взаимной торговли, - отметил С. Сидорский.
Еще один возможный глобальный проект - строительство в Северо-Западном регионе России белорусскими организациями малоэтажных домов, отвечающих самым современным требованиям. У белорусов в этом деле немалый опыт. Есть и соответствующие проекты, и предприятия по производству необходимых стройматериалов и конструкций, и опытные специалисты.
Именно благодаря этому в стране уже несколько лет достаточно успешно реализуется предложенная Президентом программа ежегодного строительства в каждом сельскохозяйственном предприятии не менее пяти коттеджей. Счет идет уже на многие тысячи таких домов. Причем они благодаря отлаженной технологии и строгому контролю за ценообразованием обходятся относительно недорого, в пределах 30-40 тысяч долларов. Впрочем, это же касается и строительства городского многоэтажного жилья, в том числе социального. В Беларуси его стоимость составляет около 600 долларов за квадратный метр, что относительно недорого. Валентина Матвиенко проявила живой интерес к белорусскому опыту в этой сфере, и это вполне понятно, учитывая принятый в России национальный проект "Доступное жилье".
Но и Беларусь интересуют производственные возможности Санкт-Петербурга. В частности, сотрудничество с концерном "Силовые машины". Немало его изделий уже много лет используется на важнейших белорусских энергетических объектах, обеспечивая эффективную работу предприятий и функционирование социально-бытовой сферы. С. Сидорский отметил, что достигнуто соглашение о поставке турбин и других агрегатов питерской марки для модернизации белорусских генерирующих мощностей и энергосетей. А это работа на многие миллионы долларов. То же можно сказать о сотрудничестве концерна с Белорусским автомобильным заводом, выпускающим каждый третий в мире карьерный самосвал. В ОАО "Силовые машины" спроектированы важнейшие агрегаты для оснащения белорусских тяжеловозов. Перспективны кооперационные связи между Минским и Петербургским тракторными заводами.
Но, конечно, не хлебом единым ограничиваются партнерские отношения. Санкт-Петербург всегда был крупнейшим туристическим центром мирового значения, однако и в Беларуси много интересных мест. О взаимодействии в этой сфере также шла речь во время визита белорусского премьера. Развитию многопланового диалога призван способствовать Совет делового сотрудничества Беларуси и Санкт-Петербурга. Принято решение, что его первое заседание состоится в Минске 15-18 мая, когда здесь будет проходить традиционный Белорусский промышленный форум. А в следующем году пройдут Дни Санкт-Петербурга в Беларуси.
Между тем
Председатель президиума Национальной академии наук Беларуси Михаил Мясникович считает, что самыми надежными АЭС являются российские. "Анализ, который мы провели, свидетельствует, что по надежности российским АЭС нет равных, - заявил он. - А для Беларуси это главный критерий". "Интерфакс".