Помимо основных параметров депутатам предстоит каждый раз утверждать прогноз валового внутреннего продукта и инфляции на очередной финансовый год, несмотря на то, что бюджет - трехлетний. Об особенностях бюджетной трехлетки корреспонденту "РГ" рассказал председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев.
Российская газета| Насколько известно, прогноз ВВП и инфляции на год вызвал немало споров. Почему депутаты так за него боролись?
Юрий Васильев| Это даст возможность парламенту в случае невыполнения заложенных показателей призвать правительство к ответу. Депутаты также частично "отвоевали" право контроля над распределением госинвестиций. Мы просили предоставить нам право утверждать проекты стоимостью 600 млн. рублей и выше. В этом вопросе мы не могли долгое время достичь компромисса. Правительство первоначально предлагало отражать в бюджете отдельной строкой инвестиционные объекты более 10 миллиардов рублей. В ходе долгих дискуссий было принято решение о снижении планки на 20 процентов и утверждать Госдумой объекты до 8 миллиардов. Кроме того, долгосрочные целевые программы, а также программы внешних и внутренних заимствований будут приниматься отдельным приложением к федеральному закону о федеральном бюджете. Таким образом, правительство пошло на уступки: все долгосрочные программы с указанием срока и объема финансирования будут приниматься отдельным приложением к закону, а не правительственным постановлением, как было раньше.
РГ| Новый Бюджетный кодекс очень жестко регламентировал работу Счетной палаты. С чем это связано?
Васильев| В новой редакции вообще значительно повысились требования к работе контрольных органов, особенно по срокам проведения проверки и предоставления заключений. Необходимо, чтобы оценка исполнения бюджета за отчетный финансовый год служила основой законодателям для принятия решений на следующий финансовый и плановый период. Правительство свои отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год будет направлять в Счетную палату не позднее 15 июня текущего года. И уже через три месяца - не позднее 15 сентября Счетная палата должна будет представить свои заключения в Госдуму, Совет Федерации и в правительство. Такая же жесткая схема отчетности будет действовать и для региональных и муниципальных бюджетов. Кроме того, будет усилен и контроль за расходами бюджетных средств в самой Счетной палате.
Также палаты Законодательного собрания поддержали внесенную президентом страны инициативу о назначении аудиторов Счетной палаты по его представлению. Это повысит ответственность аудиторам. В апреле депутаты должны будут рассмотреть и назначить на вакантную должность аудитора Счетной палаты от Госдумы.
РГ| Одним из самых обсуждаемых был также вопрос о Стабфонде. До чего здесь удалось договориться?
Васильев| Будет внесена поправка в статью 96 закона о Стабилизационном фонде. Она предлагает с 1 февраля 2008 года упразднить Стабфонд и сформировать вместо него Резервный фонд и Фонд будущих поколений, где осядут все нефтегазовые доходы (НДПИ от углеводородного сырья, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, на продукты ее переработки, а также на природный газ). Размер первого не должен превышать 10 процентов прогнозируемого на очередной финансовый год объема ВВП. Его средства предназначены для покрытия дефицита "не нефтегазового" федерального бюджета, а также для досрочного погашения внешнего долга России. То есть, как и прежде, излишки нефтегазовых денег будут накапливаться в Резервном фонде для страховки, когда доходов от нефти и газа станет меньше. Все остальные доходы от нефти будут направляться в Фонд будущих поколений. Порядок использования этих средств и параметры его размещения будут определяться позже в рамках формирования предложений по закону о бюджете на 2008-2010 годы.
Напомню, что размещение средств Стабфонда осуществляется сегодня в высоколиквидных ценных бумагах. И что касается Резервного фонда, то это так и останется. Доходность по ним - от 3-3,5 процента. Причем эти бумаги таковы, что в случае необходимости в любой момент прибыль от них можно будет использовать для покрытия бюджетного дефицита.
РГ| Что-то еще предполагается доработать в Бюджетном кодексе? Или все уже предусмотрено?
Васильев| Внесенные изменения в Бюджетный кодекс не коснулись только двух глав: об ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и финансовом контроле. Правительство планирует подготовить и внести в Государственную Думу законопроект по этим поправкам в конце 2007 года. Так что осенью нам предстоит большая работа по рассмотрению и принятию этих глав Бюджетного кодекса и новой редакции Бюджетного кодекса в целом.
Кроме того, значительное количество поправок поступило по статьям, связанным с перераспределением налоговых и неналоговых доходов. Эти поправки были отклонены, так как в рамках внесенного законопроекта эта тема не ставилась. Однако мы предложили при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период увеличить фонд финансовой поддержки регионов. На это было получено принципиальное согласие правительства. По предварительной оценке, прогноз на 2008 год по этому показателю будет увеличен по сравнению с 2007 годом на 50-55 миллиардов рублей.
Много поправок поступило о статусе и финансировании бюджетных учреждений. Здесь никаких изменений пока не предвидится. Если они и будут, то могут быть внесены только отдельным федеральным законом.