Нарышкин дебютировал в новой роли

Премьер-министр Михаил Фрадков, возглавлявший лично эту структуру, с явным облегчением передал ее Нарышкину сразу же после назначения главы аппарата на новую должность. И напутствовал: главное - "ничего не упустить, не потерять, но соблюсти наши интересы, интересы наших партнеров, организовать работу по извлечению внешнеэкономической прибыли в пользу нашей экономики и наших регионов". Правда, дебют в казахстанской столице, надо заметить, не очень-то и удался: партнеры увязли в таможенных проблемах.

Да и с Евросоюзом сейчас не все гладко. И вице-премьеру предстоит распутать нелегкий клубок разногласий. 17 - 18 мая в Самаре пройдет саммит Россия - ЕС, а Нарышкину с сожалением приходится констатировать, что в отношениях с Евросоюзом накопился ряд проблемных вопросов, которые надо решать.

Основной темой обсуждения саммита станет тема начала переговоров о продлении действующего соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, срок действия которого истекает 1 декабря 2007 года. А Еврокомиссия по-прежнему не может получить мандат от одного из членов Евросоюза для продления соглашения. Польша так и не дала согласия на начало переговоров. Позиция Варшавы связана с тем, что Москва в ноябре 2005 года ввела запрет на импорт польского мяса. "К сожалению, в Польше до сих пор нет взаимодействия таможенной и ветеринарной служб по сельскохозяйственной продукции, - напомнил Нарышкин. - Некоторые наши партнеры ставят технические проблемы во главу угла".

Кроме того, Польша настаивает на том, чтобы Россия ратифицировала договор об Энергетической хартии. В свою очередь Москву не устраивают положения хартии, предлагаемой ЕС. В общем, еврочиновники находятся перед непростым выбором: что важнее - польское мясное противостояние или партнерские отношения с Россией.

Еще одним проблемным вопросом на самом деле является модернизация системы сборов за пролеты по транссибирскому воздушному маршруту. "ЕС не оставляет попыток связать этот вопрос с вступлением России в ВТО", - заметил вице-премьер.

Изначально исполнительная власть ЕС настаивала на том, чтобы с 2007 года Россия постепенно начала снижать плату за пролеты в небе над Сибирью для европейских авиаперевозчиков. По данным ЕС, полеты над Сибирью в направлении азиатских стран в 2006 году обошлись европейским авиакомпаниям в 225 миллионов евро. Тогда же глава минтранса Игорь Левитин заметил, что, поскольку в этих платежах есть коммерческая составляющая, которую государство не может регулировать, такое решение не может быть принято. Но при этом заявил о готовности "убрать в 2010 году" так называемый сбор за посадку в Москве при перелете через Россию. "На самом деле посадки в Москве нет, но авиакомпании платят этот сбор, чтобы пролетать через территорию России", - пояснил Левитин. По его оценке, решение об отмене сбора "за посадку в Москве приведет к потерям 10 - 15 процентов от общей суммы платежей". Поэтому Москва и предложила предоставить для всех отечественных авиакомпаний дополнительные частоты полетов из России в Европу за счет этой ее уступки. В итоге минтранс подготовил проект модернизации существующих принципов системы сборов, "представляющий собой проект рамочных договоренностей с ЕС". На последней встрече министры транспорта 27 стран-членов Евросоюза, по сути, поддержали подписание этой региональной организацией с Россией соглашения о транссибирских перелетах.

Правительство пообещало со временем устранить и различие в тарифах на железнодорожные перевозки отечественных и импортных товаров. Но для этого потребуется переходный период, объяснил вице-премьер.

Кроме того, на заседании будет рассмотрен вопрос о финансировании с российской стороны проектов технического сотрудничества России с ЕС, включая приграничное сотрудничество. Нарышкин отметил, что ЕС предложил новый инструмент для финансирования таких проектов - программу соседства и партнерства. Поскольку же "дух партнерства будет базовым", все вопросы разработки, отбора лучших проектов и их финансирования станут решать на базе принципов равного партнерства.