20.04.2007 00:30
    Поделиться

    В Третьяковке проходит VIII Международный фестиваль камерной музыки

    До сих пор Международный фестиваль камерной музыки в Третьяковке остается единственным в столице, а состав музыкантов, собирающихся в стенах галереи по инициативе маэстро Рудина и его оркестра Musica Viva, самым нестандартным и непредсказуемым. В афишах наряду с именами Натальи Гутман, Алексея Любимова или Татьяны Гринденко по традиции фигурируют молодые российские и европейские музыканты, дебютанты и знаменитые камерные оркестры, приезжающие помузицировать во Врубелевском зале.

    В этом году, правда, пространственные "каноны" фестиваля были нарушены: Врубелевский зал находится на реконструкции, и музыкальное действо переместилось в зал N 10 - Александра Иванова. Так что нынешней живописной проекцией фестиваля оказалась не изысканная врубелевская фреска "Принцесса Греза", а сакральное русское полотно "Явление Христа народу".

    Сама галерея, являющаяся хранительницей крупнейшей коллекции работ Александра Иванова, организовала уникальную выставку "Библейских эскизов" художника. Когда-то вдохновленный ренессансными фресками Италии, Иванов возмечтал создать "Храм мудрости", стены которого были бы украшены фресками, раскрывающими перед зрителями всю историю человечества. Грандиозной утопии не дано было осуществиться, работа осталась в эскизах, но многое из созданного выставили сегодня в экспозиции, где можно увидеть и другие ивановские редкости: запрестольный образ "Воскресения", написанный для храма Христа Спасителя в Москве, и акварельные пейзажи.

    В соответствии с галерейной тематикой Александр Рудин решил тоже адресовать свой фестиваль "Посвящение" Александру Иванову, выстроив музыкальный концепт программы на внутренних аналогиях с темами живописца. Оказалось, что Иванову, двадцать лет работавшему в "пророческом" жанре над "Явлением Мессии" ("Явление Христа народу") и верившему, что его искусство способно изменить человеческое сознание, соответствует по шкале образности Иоганн Себастьян Бах. Именно этот смиренный "пастор" музыки, сотворивший в звуках "невидимый град", стал главной частью нынешней фестивальной программы.

    Александр Рудин сам и открыл фестиваль Сюитой Баха для виолончели соло, прозвучавшей в его исполнении как "сакральный" музыкальный текст - полифонически ясный, по-баховски рационалистичный и одновременно наполненный вулканической чувственностью и красотой звука. В соло маэстро не проскочило ни одного случайного штриха, ни одного звука, которое выпадало бы из беспокойного движения баховских тем, так, что сложнейшая для струнного инструмента многоголосная структура зазвучала "оркестрово", грандиозно по архитектонике, воссоздавая "храмовый" дух и миросозерцание музыки Баха.

    На открытии исполнили и 131-ю кантату Баха для сопрано и струнных Aus der Tiefe rufe ich (псалом 130), редкость для концертного репертуара, относящаяся к ранним и очаровательным своей человеческой искренностью церковным сочинениям композитора. Назар Кожухарь и его ансамбль The Pocket Symphony, к которым присоединился маэстро Рудин, разыграли текст Псалма на аутентичных инструментах (скрипках, виолах де гамба, гобое, фаготе, теобре) с такими трепетными перепадами от баховской радости к скорби, с такой одухотворенностью диалогов сопрано, тенора и баса, обращающих к Господу: "Смилуйся надо мною" и начисто лишенных привычного вокального пафоса, что баховская кантата обрела свою соразмерную перспективу: бесконечную, но обращенную к человеку. Как того хотел Бах. И как мыслил русский художник Иванов, изобразивший не фантом Богоявления, а идущего к людям Христа.

    Фестиваль "Посвящение" продлится в Третьяковской галерее до 21-22 апреля и в последние его дни в Ивановском зале можно будет услышать произведения Чайковского (Секстет "Воспоминания о Флоренции", "Размышление"), Гайдна (Симфония N5) в исполнении оркестра Musica Viva, арии Моцарта и Перселла в исполнении Хиблы Герзмава, Псалом Генделя, Бахиану N5 Вилы-Лобоса и, конечно, самого Иоганна Себастьяна Баха.

    Поделиться