Речь идет о видеообращениях боевиков и преступников, которые сегодня все чаще появляются в телеэфире или в Интернете. При этом эксперты придерживаются диаметрально противоположных мнений о том, нужно ли тиражировать через СМИ исповеди смертников и их учителей.
В четверг стало известно, что южнокорейский студент Чо Сен Ху, хладнокровно расстрелявший более 30 человек в университете Вирджинии, накануне преступления записал несколько видеороликов, на которых объяснил причины своего чудовищного поступка.
Эти видеозаписи окончательно опровергли версию о том, что действия Чо Сен Ху могли быть спонтанными. Стало очевидно, что речь идет о тщательно спланированном преступлении. "Я сделал то, что должен был сделать. У вас был миллиард шансов избежать случившегося сегодня. Но вы загнали меня в угол и оставили мне лишь один выход", - говорит убийца на пленке.
Видеообращение, а также письмо с 43 своими фотографиями, Чо Сен Ху отправил по почте в американскую телевещательную корпорацию Эн-би-си. Причем на почту он отправился в "перерыве" между расправами, уже после того, как убил первых двух студентов.
Как сообщили представители Эн-би-си, записи доказывают, что Чо Сен Ху долго и обстоятельно над ними работал. Послание разбито на несколько эпизодов: сначала молодой человек говорит в камеру, сидя в машине, затем он продолжает свой монолог в помещении. Что касается фотографий, то на них Чо Сен Ху запечатлен попеременно с несколькими видами оружия - двумя пистолетами, ножом и молотком. Сейчас все материалы, попавшие в распоряжение телекомпании, анализирует следствие.
Тем временем информационное агентство "Ассошиэйтед Пресс" распространило другую видеозапись, также имеющую непосредственное отношение к массовым убийствам, хотя и несколько другого рода. На этой пленке один из главарей движения "Талибан" мулла Дадулла обращается к сотням юных террористов-смертников, готовых к совершению новых терактов. При этом юношам, которые запечатлены на пленке, не более 10-12 лет.
"Сегодня мы знаем, что неверные больше всего боятся акций наших мучеников, так как ничего не могут им противопоставить", - этими словами Дадулла подталкивает молодых боевиков на совершение терактов.
Огромное количество видеообращений террористов, которые время от времени появляются в новостях, породило кажущуюся неразрешимой дилемму. Как поступать с этими "посланиями смерти"? Ведь обнародовать такие записи, по сути, означает пойти на поводу у их авторов, дать им возможность оправдаться за совершение того или иного злодеяния, объяснить чудовищную логику своих поступков.
Другая крайность - полностью замалчивать существование видеообращений, не разглашать их содержание, предоставив возможность проанализировать его только сотрудникам правоохранительных органов. Но следует ли скрывать от общества информацию о тех, кто стремится его разрушить? Надо ли вынуждать людей находиться в счастливом неведении о том, что происходит вокруг? Однозначный ответ на эти вопросы пока не найден и вряд ли появится в обозримом будущем.
Между тем
Опасения, что кровавая расправа студента из Вирджинии над сокурсниками может вдохновить других подростков на совершение подобных преступлений, уже начинают оправдываться. В четверг в одной из школ Северной Каролины 16-летний подросток угрожал своим одноклассникам огнестрельным оружием. Правда, до повторения трагедии в Вирджинии дело не дошло. Но когда подоспела полиция, юноша все же успел покончить жизнь самоубийством.
В тихом омуте черти водятся. Эта поговорка наиболее точно описывает 23-летнего выходца из Южной Кореи Чо Сен Ху.
Это был крайне замкнутый человек. Большую часть времени он пребывал в подавленном состоянии. Ни с кем не здоровался, не отвечал на вопросы преподавателей. Как правило, он сидел в последнем ряду аудитории и слушал плеер. Когда к нему обращались, Чо говорил шепотом или вовсе игнорировал собеседника.
Он любил рисовать вопросительные знаки, а себя самого называть "знаком вопроса". Именно так он подписывал свои контрольные работы. В свободное время южнокореец предпочитал в одиночестве бросать мяч в баскетбольную корзину.
Многие студенты удивлялись нелюдимости Чо. Потом на него все махнули рукой. Студент остался наедине со своими мыслями и странными увлечениями. Больше всего он любил смотреть жестокий и натуралистичный фильм корейского режиссера Пака Чан Вука "Олд Бой", да так, что, по-видимому, вжился в роль главного героя.
Чо с точностью до мельчайших деталей повторил самоубийство киногероя - выстрелил себе прямо в голову.
Приступы немотивированной агрессии случались у него на протяжении всей учебы на языковом отделении политехнического университета.
Студент приставал к девушкам с сексуальными домогательствами. За несколько недель до убийства он едва не устроил пожар в своей комнате.Уже после трагедии выяснилось, что Сен Ху принимал сильнодействующие антидепрессанты и наблюдался у психиатра.
Преподаватели первыми забили тревогу, заметив необычное поведение студента. Чо шокировал сокурсников своими произведениями. Его стихи и пьесы, подготовленные для занятий по английскому языку и литературе, были полны жестокости и насилия.
В одной из работ Чо рассказывается о юноше, который обвинил своего отчима в педофилии и был им застрелен из охотничьего ружья.
В другой - повествует о женщине, которая убивает своего мужа, отпилив ему голову бензопилой. А, например, в написанной им пьесе действие разворачивается в группе студентов, замышляющих жестокое убийство одного из своих преподавателей.
Для учащихся было настоящим кошмаром читать пьесы Чо. "В них действительно сквозило беспредельное насилие. Когда мы делали обзор его работ, то мы очень осторожно подбирали слова, чтобы не вывести Чо из себя", - рассказал сокурсник будущего убийцы Мак Фарлэйн.
Криминалист Сюзанна Леа, которая сейчас занимается анализом произведений Чо, заявила, что в них определенно содержится желание отомстить. Не исключено, что в первые годы учебы в университете молодой человек пережил сильный стресс.
В школе он считался одним из лучших учеников. Но потом что-то случилось, и в университете Чо учился уже плохо.
Версия о том, что его могли обижать родители, полностью исключается. Отец и мать во всем помогали Чо. Они регулярно возили сына на машине в студенческий городок и обратно, а это более четырех часов езды в один конец.
В настоящее время родители Сен Ху находятся в состоянии сильнейшего шока в больнице. Химчистка, которую они держат в пригороде Вашингтона, закрыта вот уже четвертый день.
Семья Чо переехала из Сеула в Америку пятнадцать лет назад. В Южной Корее они жили крайне бедно, отец долгое время не мог устроиться на работу. Они надеялись начать новую жизнь в Соединенных Штатах.
Все поначалу шло хорошо. Семья без проблем открыла доходный бизнес. Старшая дочь окончила Принстонский университет и устроилась на работу в Государственный департамент. Чо получил грин-карту и поступил в политехнический университет Блексберга.
"После этой страшной трагедии им придется уехать. Этой семье могут отомстить за то, что натворил их сын", - заявил один из соседей.