Новости

Начнем с того, что трудно себе представить, например, иное название Ленинского проспекта в Москве, а закончим тем, что 65 процентов россиян утверждают, что в городах и поселках, где они живут, обязательно стоит памятник Ленину, а то и несколько.

Для 66 процентов россиян памятники Ленину - привычный символический контекст. К тому же их можно увидеть не только в городском саду Краснодарского райцентра, но и на крыше дома в Нью-Йорке. И отношение к ним, как видно по представленным на полосе фотографиям, разнится от прикольно-карнавального до старательно-административного.

А теперь самое, наверное, удивительное - в российском обществе преобладает позитивное отношение к Ленину. 58 процентов россиян положительно оценивают его роль в истории России, и только 21 - отрицательно. Данные двухгодичной данности, но уже тогда соотношение мнений по этому вопросу было застывшим, долго не менялось.

81 процент оценивающих вклад Ленина в российскую историю положительно считают, что он был к тому же и хорошим человеком. Но и из тех, кто оценивает его роль отрицательно, 59 процентов думают так же. Кто бы знал, что образовавшийся в киноантропологии 60-х тип "плохой хороший человек" мы когда-нибудь примерим к Ленину.

В том, что часть россиян любит Ленина, а часть не принимает, катастрофы нет. Ни в какой идеологический разнос страна от этого не пойдет. Половина Германии лютеране, половина католики, это разделение похлеще симпатий к Ленину, а ничего, страна остается единой. А в Англии неподалеку могут стоять памятники королю и Кромвелю. И ни у кого не возникает желания один из них снести.

Важнее другое - о чем говорит преизобилующие на главных и второстепенных площадях памятники Ленину в современной России? Это символический анахронизм, избыток маргинальности? Или что-то "живое" и значимое тлеет под штампованным образом вчерашнего вождя?

Один известный интеллектуал сказал, что Советская власть у нас закончится, когда Ленина вынесут из Мавзолея. И это не менее важно, чем свободные цены на рынке, отпущенные Гайдаром. В этом есть своя правда, символы - не антураж, они нанизывают на себя что-то более важное, чем случайные настроения, они содержат в себе некие константы наших симпатий.

Конечно, Ленин, даже при преобладании положительного отношения к нему, сегодня далеко не в центре наших симпатий.

- Я несколько раз слышал, как дети до 10 лет, увидев памятник, спрашивают у родителей: "А кто это?", - рассказывает писатель Алексей Слаповский, часто выступающий в "РГ" в качестве социального аналитика. По его мнению, мы остались с таким большим количеством памятников Ленину, потому что пропустили момент, когда на волне возмущений старыми символами памятники можно было массово убирать. Сегодня, когда все вокруг "устаканилось" и общественные настроения не радикальны, на это труднее решиться. Тот, кто вынесет Ленина из Мавзолея и уберет его памятники, рискует запомниться в истории прежде всего этим выносом и уборкой.

И конечно, нельзя отмахнуться от того, что для большой части россиян старшего поколения Ленин - дорогая сердцу фигура. Их чувства не должны быть оскорблены.

- Все, связанное с Лениным, постепенно уходит. Но хорошо, что постепенно,- подчеркивает социальный психолог Валентина Чеснокова. - Ведь неприятно, когда охаивают мертвых и оскорбляют чувства тех, кому они дороги.

Затухающие символы не могут затухнуть, а симпатии остыть, еще и потому, что мы не разобрались с "тем временем", не отделили зерна от плевел - расстрелы от механизмов социальной справедливости, сталинские лагеря от прорывов в науке или культуре в российском XX веке. Если мы этого не сделаем, потеряем язык с "отцами ", и дети - из тех, кто сейчас спрашивает, показывая пальчиком на памятник Ленину, "кто это?" - не простят нам разорванную связь времен. Недообъясненность. Недоговоренность. Недодуманность. Непонятность.

Избыток памятников Ленину, по мнению экспертов, объясняется и дефицитом в новом символическом ряду. Какой из новых символов греет нам душу? Даже если кто-то и хочет привязать свои симпатии к ним, непонятно, почему быстро восстановившиеся ржаво-церберские механизмы госрегулирования гражданских чувств быстро отбивают эту охоту. "Я бы вывешивал в праздники новый российский флаг на балконе, так ведь нельзя, нескольким инициаторам запретили", - рассказывает Алексей Слаповский.

Россияне о Ленине

1) нейтрально - "бывший вождь пролетариата", "лидер, вождь", "вождь мировой революции", "был первый руководитель советской России", "основатель СССР", "человек, который вошел в нашу историю".

2) позитивно - "вождь мирового пролетариата, и у нас в душе он останется таким", "хороший вождь", "человек с большой буквы", "великая личность", "гений, которые рождаются раз в 1000 лет", "для нас был учитель и наставник", "честь и совесть народа", "добрый, душевный человек", "компетентный, грамотный человек".

4) отрицательно - "величайший аферист", "немецкий агент", "предатель России", "тиран", "деспот", "диктатор", "могильщик страны", "самое большое зло в ХХ веке", "сволочь, негодяй", "убийца", "исчадие ада".

По данным ФОМ

Общество Ежедневник Стиль жизни Общество История Общество Соцсфера Социология Общество Ежедневник Праздники Дискуссия о В.И. Ленине
Добавьте RG.RU 
в избранные источники