Приставы 2 года взыскивали деньги с должников "налево"

Приставы работали в Кировском отделе службы судебных приставов (СПП) и до поры до времени ничем не отличались от своих коллег. То есть способствовали торжеству закона или, выражаясь без пафоса, исполнению решений судов. В том числе и по взысканию средств, которые согласно судебным вердиктам должны были перейти от должников к взыскателям.

Как-то раз они работали по исполнительному производству в отношении двух дам, предприимчивость которых Кировский суд Екатеринбурга оценил 200-тысячным штрафом. "Сладкая парочка" не очень-то торопилась вернуть их законному взыскателю. Вместо того чтобы придать процессу дополнительный импульс, Белый и Парфенов направили свои усилия на творческое освоение метода, которым пользовались мошенницы. В результате, изготовив подложный документ - так называемый расчет распределения денежных средств, - они "распределили" долг не в пользу государства, а на пластиковую карточку Сбербанка, которая принадлежала... родственнику одного из приставов.

Когда первый опыт "перераспределения благ" легко сошел с рук, Белый и Парфенов с мая 2004 года по июнь 2006-го повторили его еще дюжину раз, в общей сложности изъяв и потратив на свои нужды около миллиона рублей. И в отличие от вышеназванных дам ни разу не попались. Почему?

Расследование показало, что серийным махинациям нечистых на руку приставов в немалой степени способствовали бесконтрольность и ненадлежащее исполнение своих прямых обязанностей их руководством. Алексей Кулаков, начальник подразделения, где трудились подсудимые, обязан был проверять и визировать каждый такой документ. Но не визировал и не проверял. Устранилась от этой работы и бухгалтерия: просто готовила платежки, по которым доверенные лица двух мошенников или они сами получали в банкоматах все новые суммы.

Оба подсудимых сами признались: они не боялись своих внутриведомственных проверок. За 2005-й, самый для них результативный год, Кировский отдел ССП проверяли дважды. Но каждый раз - спустя рукава. Стоило копнуть поглубже, и в силу того, что все решения, суммы и адресаты выплат зафиксированы в судебных вердиктах, исполнительных листах и производствах, обман вскрылся бы сразу.

Бездействовала и служба собственной безопасности ведомства. Почему, обжегшись на эпизоде с частной фирмой, которая пыталась разобраться, почему их перечисления до взыскателя так и не дошли, мошенники в погонах решили впредь надувать исключительно государство? Потому что решили - с таким хозяином, который не в силах контролировать, можно делать все.

Хорошо, что в итоге сотрудники Генпрокуратуры и оперативно-разыскного бюро ГУ МВД по УрФО, раскрывшие махинации приставов-мошенников, в конце концов их в этом разубедили. Плохо, что того же не сделали раньше в стенах родного ведомства. А если бы сделали, считает старший прокурор управления Генпрокуратуры по УрФО Дмитрий Серебренников, ни один из "чертовой дюжины" преступных эпизодов просто не мог состояться.

По приговору суда Белый получил пять с половиной, а Парфенов - шесть лет лишения свободы, в "довесок" суд назначил им штраф в 900 тысяч рублей. По прокурорскому представлению жестким дисциплинарным взысканиям было подвергнуто более десятка должностных лиц службы судебных приставов, а Кулаков лишился своей должности.

Сергей Плотников

Екатеринбург