Предметом затянувшегося судебного спора администрации Петрозаводска и службы судебных приставов стал 60-квартирный панельный дом-новостройка по улице Сусанина, 6-а. В связи с тем что с 2000 года городская администрация не исполнила 146 судебных решений о предоставлении жилья гражданам, 19 декабря 2006 года судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по особым производствам Валерий Легкий наложил арест на 26 муниципальных квартир в строящемся доме. Беспрецедентный шаг пристав принял на следующий день после того, как строителями дом был сдан в эксплуатацию. По мнению Валерия Легкого, квартиры должны быть переданы внеочередникам - детям-сиротам, инвалидам, жителям аварийных домов и другим категориям нуждающихся с судебными решениями на руках. Однако в администрации Петрозаводска говорят, что эти квартиры предназначены для расселения жильцов двух домов, относящихся к ветхому жилому фонду. 7 февраля 2007 года Петрозаводский городской суд признал правомочными действия судебного пристава, арестовавшего квартиры. Власти города обжаловали это решение в Верховном суде Карелии, который рассмотрел кассационную жалобу городской администрации.
Все полтора часа судебного разбирательства в зале царила накаленная атмосфера:
- Защитить нас, сирот, некому, - сжимая кулаки, с горечью заявила корреспонденту "РГ" двадцатипятилетняя Регина Соловьева. - Я учусь в Карельском педуниверситете, делю со своей соседкой двенадцать квадратных метров казенной комнаты в студенческом общежитии и уже не верю, что когда-нибудь буду иметь свою собственную квартиру. Решение суда на руках у меня есть, а реально жилья нет. Вселяться мне некуда, хотя федеральное законодательство гарантирует выделение мне квартиры.
У бывшего детдомовца Сергея Юрьева - своя драматическая история. Его семья живет на временной жилплощади. Сергей с супругой воспитывают дочь, мечтают о втором ребенке, но заводить его не спешат.
- На учете в городской администрации я как первоочередник состою с 1991 года. Уже тогда мне были обязаны предоставить жилье. Но администрация Петрозаводска нарушила закон, и в 2002 году я вынужден был в судебном порядке добиться решения, обязывающего предоставить мне жилье. Но решение это до сих пор не исполнено, - поделился Сергей.
С учетом того, что детям-сиротам карельские власти предоставляют в среднем по одной квартире в год, ждать своих вожделенных квадратных метров семье придется как минимум двести лет.
Решение Верховного суда Карелии не поставило точку в жилищном конфликте. Каждая из сторон судебной тяжбы считает себя правой. Въехавшие в злополучный дом на улице Сусанина бывшие жильцы аварийных домов заявляют, что покидать свои новые жилища они не собираются, и понять их можно: благоустроенного жилья, на которое имеют законное право, они ждали десятки лет. В свою очередь дети-сироты также отступать не намерены. По их словам, терять им нечего: у них не то что ветхого, никакого жилья нет, и при наличии на руках судебных решений годами мыкаются по съемным квартирам.
Комментарий
В тюрьму или в психушку
По просьбе редакции ситуацию, сложившуюся в Петрозаводске, комментирует начальник управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, заслуженный юрист РФ, федеральный судья в отставке Наталья Яковлева:
- Подобных историй, как в случаях с бывшими детдомовцами Региной Соловьевой и Сергеем Юрьевым, можно привести немало. Вопрос выделения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чрезвычайно острый. Не случайно Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукин, являясь членом Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, настоял на включении этого вопроса в план работы комиссии на ближайшее время.
Сегодня десятки тысяч детей-сирот - выпускников интернатных учреждений - фактически являются бездомными, и эта проблема требует немедленного решения. Согласно Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилье этим категориям граждан, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных и других учреждениях должны предоставлять органы исполнительной власти по месту жительства вне очереди. При этом жилая площадь предоставляется однократно, не ниже установленных социальных норм по договору социального найма, жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность с последующим предоставлением нуждающимся.
Правовая основа предоставления сиротам жилых помещений базируется, помимо федерального законодательства, и на нормах законодательства субъектов РФ. Так, например, в законе Волгоградской области об областном бюджете на 2006 год было предусмотрено предоставление субвенции муниципальным образованиям на обеспечение жильем детей-сирот в сумме 37,27 млн. рублей. В бюджете области на 2007 год предусмотрено 106,8 млн. рублей. Целевое назначение субвенции позволяет расходовать их строго на приобретение жилья для сирот. Однако в прошлом году использована была лишь половина выделенных средств. Жильем обеспечены 81 человек из 489 состоящих на учете детей-сирот.
В Саратовской области в прошлом году на жилье сиротам сначала выделили всего 4 млн. рублей, но в октябре 2006 года к этой сумме добавили еще 10 млн. рублей. Благодаря этому улучшить свои жилищные условия смогли 50 граждан. В 2007 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено выделить уже 25 млн. рублей. При этом на учете в Саратовской области состоят 350 детей-сирот.
Если эти примеры можно с определенной долей условности назвать положительными, то примеров неудовлетворительного решения данной проблемы гораздо больше. Например, в Алтайском крае за последние три года получили квартиры всего 108 человек, а на учете состоят 2463 человека. Потребуются десятилетия для удовлетворения нужд внеочередного обеспечения жильем.
В аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступают многочисленные обращения граждан, связанные с жилищными вопросами. Всего за 2006 год и первый квартал 2007 года с жалобами на нарушения жилищных прав обратились 1722 заявителя. Доля обращений, связанных с реализацией прав на жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сравнительно невелика и составляет 2,3 процента. Однако факты нарушений жилищных прав детей-сирот выявляются Управлением по правам ребенка не только при рассмотрении жалоб и заявлений, но и во время проверок учреждений для детей-сирот в различных регионах страны, а также из других источников информации.
Нередко бывает так, что к моменту выпуска из детского учреждения закрепленное за ребенком жилье становится непригодным для проживания. Таким образом, с достижением совершеннолетия сирота нередко оказывается без жилья и один на один со своими проблемами. Попытки создать семью, наладить самостоятельную взрослую жизнь в условиях, когда рядом нет близких, которые могли бы оказать помощь, зачастую заканчиваются весьма трагично. Исследования правозащитных организаций показывают, что, как правило, через год после выпуска одна треть выпускников детских домов попадают в места лишения свободы, одна треть становятся бездомными и каждый десятый выпускник кончает жизнь самоубийством. Иметь жилье выпускникам детских домов жизненно необходимо, и они всегда могут рассчитывать на поддержку Уполномоченного.
Считала бы необходимым создание в стране Федерального социального жилищного фонда путем выделения жилых помещений и финансовых средств для целевой покупки социального жилья для данной категории нуждающихся. Кроме того, нужно законодательно запретить перерегистрацию несовершеннолетних на новую жилплощадь без разрешительного документа органа опеки и попечительства.
Компетентно
Свет в окошке будущей квартиры
Сергей Вителис, начальник отдела департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России:
- Анализ показывает, что лишь небольшое количество субъектов Федерации в состоянии решить вопрос обеспечения сирот жильем исключительно за счет средств регионального и местных бюджетов.
В России ежегодно обеспечивается жильем 10 - 15 тысяч детей-сирот, не имеющих жилого помещения, и примерно столько же детей в течение года ставится на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Среднее время ожидания жилья превышает 4 года. По регионам это время существенно различается: от 1 года и менее до 10, 20 и более лет. Практически только Москва обеспечивает всех детей-сирот отдельными квартирами сразу после выпуска из интернатного учреждения.
По данным органов исполнительной власти субъектов РФ по состоянию на начало 2007 года в России зарегистрировано около 90 тысяч детей-сирот, нуждающихся в жилье.
Объем средств, планируемых в бюджетах субъектов Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в 2007 году составит 2,6 миллиарда рублей, в 2008 году - 3,1 миллиарда, в 2009-м - 3,2 миллиарда, а в 2010-м - 3,4 миллиарда. В соответствии с поручениями президента и правительства федеральные органы исполнительной власти прорабатывают механизмы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. В текущем году в федеральном бюджете предусматривается выделение средств на частичное возмещение расходов региональных бюджетов на обеспечение жильем детей-сирот в размере 0,5 миллиарда рублей. Этого явно недостаточно для кардинального решения проблемы.
Представляется целесообразным предусмотреть в 2008 - 2010 годах софинансирование расходов региональных бюджетов на эти цели за счет средств федерального бюджета в объеме, равном объему ассигнований, предусмотренном бюджетами субъектов, то есть более 3 миллиардов рублей ежегодно. Это позволит ежегодно сокращать число детей-сирот, не имеющих жилого помещения, в среднем на 10 тысяч человек. Соответствующие предложения внесены Минобрнауки России при подготовке проекта государственной программы по оказанию государственной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, который в настоящее время разрабатывается в соответствии с поручением президента Российской Федерации.