Новости

20.04.2007 01:00
Рубрика: Культура

Зачем нашим шутить в Юрмале?

Похоже, в последние годы латвийская Юрмала из обычного курортного городка превратилась в столицу российского смеха.

 

Почти все сколько-нибудь известные московские смехачи каждое лето собираются на Рижском взморье, чтобы первым делом позабавить латышских зрителей, а впоследствии предстать на нашем телевидении в ореоле снисходительных улыбок курортной публики. За смехачами потянулись в Юрмалу кавээнщики и, конечно, звезды шоу-бизнеса. Кстати, кажется, с них-то все и началось... Но сегодня первенство держат смехачи.

Впрочем, почему смехачи, а не юмористы? Ведь именно так, вполне интеллигентно называют себя представители веселого жанра. И этот вопрос требует откровенного ответа: а как еще назвать российских эстрадников, которые, надрываясь, смешат латышского зрителя именно в те дни, когда в Латвии закрывают русские школы, когда русскоязычные школьники выходят на митинги протеста в Риге?

Мне могут возразить: культурные связи для того и нужны, чтобы создавать климат доверия между народами. И я охотно соглашусь с этой аксиомой. Но почему эстрадники гастролируют в Юрмале по принципу "котлеты отдельно, а мухи отдельно"? Почему никто из них словом не обмолвился о притеснении наших соотечественников? Пусть не публично, пусть в дружеских беседах с гостеприимными хозяевами... А может быть, они все-таки ведут с ними разъяснительный диалог? Ведь среди российских завсегдатаев Юрмалы есть и крутые, которые пользуются особым благорасположением "шефа" эстрадной Юрмалы знаменитого Раймонда Паулса, которого мы с восторгом и по таланту принимаем в Москве. Но почему же тогда Раймонд Паулс ни разу не поднял вопрос о русских школах в латвийском парламенте, депутатом которого является?

И как могло случиться, что в тот день, когда латвийские школьники русского происхождения собирались на массовый митинг, а рижские власти, чтобы отвлечь молодежь от протеста, устроили эстрадный концерт на одной из площадей, - как могло случиться, что приманкой, шлягером этого концерта стала известная дальневосточная группа из России? Понятие "штрейкбрехер" тут уже не подходит, нужны более сильные определения.

И что случилось с нашим знаменитым сатириком, который когда-то выступал в амплуа защитника прав русскоязычных в Прибалтике и по этой части был чуть ли не общественным помощником московского мэра? Как его-то приучили к Юрмале? Или правильнее оказать - приручили?

Искусство, в том числе эстрадное, при всем eго эстетическом разнообразии, всегда окрашено в национальные цвета - в том смысле, что артист любого жанра на зарубежных гастролях интуитивно озабочен тем, чтобы достойно представлять свою страну. Но о каком достоинстве страны может идти речь, если юрмальские смехачи безмятежно и беззаботно потешают курортную публику именно в то время, когда в Риге их соотечественники отчаянно борются за свои права? И российская и мировая история знает много замечательных примеров, в том числе героических, когда артисты на эстраде жили сценической жизнью, а за кулисами твердо отстаивали интересы своей страны, своих соотечественников. Увы, юрмальский вариант - не из этого ряда.

Нашим смехачам, видимо, невдомек, что на Рижском взморье они не просто веселят публику, а выставляют на смех русскоязычных школьников, борющихся за право учиться на родном языке, наших соотечественников, притесняемых латвийским законом. А в конечном итоге самих себя и всех нас.

Анатолий Салуцкий

   за

 

Владимир Винокур: Затем, чтобы не играть в политику

Да, у русскоязычных в Прибалтике есть проблемы. Но мы забываем одну важную деталь: Эстония, Латвия и Литва - это суверенные государства, а не республики Союза.

И то, что происходит на территории этих государств, - внутренние дела их народа и правительства. Да, я за то, чтобы там были русские школы, чтобы русский язык существовал на законном основании. И хорошо, что его не требуют запретить, что есть телевизионные программы на русском. А государственный язык - латышский, эстонский, литовский - он существует в суверенных государствах правомочно. Попробовали бы латыши походить с плакатами перед Кремлем, выступая за открытие латышских школ в Москве.

Я не вижу трагедии в том, что в Эстонии предложили перенести памятник с того места, где он стоял в центре города, на братскую могилу на кладбище. Они же не сносят его! Мы забыли, что совсем недавно, не где-нибудь, а в центре Москвы сносили подъемным краном памятник Дзержинскому. Я говорю это не потому, что поклонник "железного Феликса", а потому, что это история страны. Но решили - и снесли! Опять же это внутреннее дело суверенного государства.

Нам нужно помнить о своих памятниках. Что, на территории России уже нет незахороненных останков наших солдат? А сколько памятников в жутком состоянии! И стариков наших, которым дай Бог еще пожить подольше, надо радовать ухоженными памятниками в России, вниманием молодежи, достойными пенсиями, социальным обеспечением, бесплатными лекарствами. Вот над чем нужно задуматься! Но нас волнует то, что происходит в Прибалтике. Мы забываем, что мы - не старший брат, а равный сосед.

А что до концертов в Юрмале - они были (еще при СССР), есть и будут. Все привыкли, что в Юрмале традиционно каждый год проходят фестивали. Это удобное приморское место, радушный зритель. И так полно истерии, которая не приближает нас к дружбе с прибалтийскими народами, а отдаляет.

На концертах в Юрмале - русскоязычная публика на 70 процентов. Неужели русским, живущим в странах Прибалти ки, будет лучше от того, что мы перестанем приезжать к ним, а выступления артистов станут показывать лишь по телевизору?! А почему не приехать, не сделать выступления - КВН, юмористов, "Новой волны"? Что тут плохого - наладить отношения с Латвией, где проживает огромное количество русских, порадовать их своим творчеством? Какое в этом преступление? Почему мы должны бойкотировать Юрмалу с ее традиционными фестивалями? А почему, кстати, подобных мероприятий на регулярной основе не проводят у нас? В Москве даже концертных залов-то нет: снесли Концертный зал "Россия".

Самое смешное и обидное, что автор статьи, не называя фамилий, сравнивает артистов со штрейкбрехерами. Но, на мой взгляд, ими в данном случае являются государственные деятели и правительства стран, которые не могут договориться между собой.

Артисты не должны заниматься политикой. Наше дело, кстати, в какой-то мере дипломатическое, ведь мы несем людям радость и наше, российское искусство. И если подобные фестивали проходят в Латвии, то надо радоваться, что каждый год эшелон дружбы идет туда в виде артистов. И никто из них не станет уходить со сцены, на которой проходит радостный праздник, чтобы решать политические проблемы. Для этого есть профессионалы - политики. Каждый должен заниматься своим делом.

Мнения участников дискуссии могут не совпадать с мнением редакции. Нам важно узнать вашу точку зрения.

Пишите: 125993. Москва, ул. Правды, 24. "Российская газета". С пометкой "Юрмала".

Культура Театр Русский язык на постсоветском пространстве