На удивление иностранных толстосумов, в России картина Ильи Репина из серии библейских сюжетов "Неверие Фомы", по слухам, "ушла" частному покупателю за 5 миллионов долларов. А второе по дороговизне полотно - Василия Кандинского - за 3 миллиона. Правда, подтвердить эти беспрецедентные цифры, "гуляющие" по кулуарам Центрального дома художников (ЦДХ), корреспонденту "РГ" администрация антикварного салона отказалась. По словам директора Натальи Корень, все суммы сделок, которые заключаются в рамках выставки-продажи, строго засекречены, как и имена покупателей.
Напомним, что финансовой сенсацией двух западных аукционов, продающих "русское искусство", стала картина Михаила Нестерова "Видение отроку Варфоломею", которую купили за 4,3 млн. долларов. Полотно Василия Верещагина "Стена Соломона" продали за 3 млн. 624 тыс. долларов.
Sotheby's нам не конкурент
Главное, по словам Натальи Корень, не сумма сделок, а то, что за последние 15 лет изменилась публика, посещающая салоны, - она стала "подготовленной и профессиональной". Теперь очень редко заметишь здесь вышедших в культурный поход бабушек с внучками, праздно рассматривающих экспонаты. На Российский антикварный салон стали приходить "за покупками". Соответственно главный вопрос для посетителей, среди которых все больше чиновников, вплоть до членов правительства и, разумеется, бизнесменов разных мастей, что сколько стоит.
Кроме того, по словам Корень, многие западные аукционы, к примеру, тот же Sotheby's, Российскому антикварному салону не конкурент. По насыщенности же произведений классической русской школы, которые пользуются наибольшим спросом на мировом рынке, Российский антикварный салон занимает лидирующие позиции. Правда, раскупили ли подчистую эти и другие, дорожающие ежегодно на 15-20 процентов шедевры, узнать у дирекции салона тоже не удалось - коммерческая тайна.
30 тысяч долларов за диван
"Судя по оживлению и улыбкам - все участники довольны",- предположила Наталья Корень. В целом, по ее словам, прибыли торговцев подсчитать невозможно, но у каждого, как положено, имеются кассовые аппараты. Если последние десять лет антикварный рынок был ориентирован на сверхсостоятельных покупателей, то теперь, похоже, появляется интерес к нему и со стороны "среднего" класса. "Это позитивная тенденция, которую мы давно ждали, - сказал один из антикваров. - Люди среднего достатка покупают хорошие вещи по цене от 5 до 30 тысяч долларов. И не столько ради инвестиций, сколько для себя. Это мебель, сервизы, графика".
При этом растет число клиентов, которые стараются приобрести старинную коллекционную вещь не на открытых торгах, которые посезонно проводят несколько отечественных аукционных домов, а в рамках Российского антикварного салона. Здесь предпочитают приватные продажи. Продавец и покупатель договариваются сами. "Отмываются" ли при этом "грязные" деньги - неизвестно. Федеральная служба по финансовому мониторингу сделки "с искусством", согласно закону, не отслеживает, чему, безусловно, рады участники этого крайне закрытого, но растущего рынка.
Впрочем, cегодня лицо и политику Антикварного салона определяют члены Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров (МКААД). По словам президента МКААД Василия Бычкова, определяющая тенденция сегодняшнего дня - повышение статуса и ответственности участников антикварного бизнеса. Конфедерация недавно приняла этический кодекс и поэтому всячески пытается реабилитировать слово "антиквариат", прекратить травлю этого рынка, освободить от криминального духа. Поэтому главным "входным билетом" для отечественных антикваров все чаще служит членство в этой организации.
В идеале там собираются пойти по пути, проложенному их коллегами из Англии и Франции, когда антиквары, члены конфедерации, гарантируют подлинность проданных произведений собственным "рублем".
Christie's едет в Москву?
Во время последнего Российского антикварного салона участники рынка, коллекционеры, пытаясь также понять, ожидает ли российский рынок "исчерпанность антиквариатом", которого, якобы, становится все меньше и меньше. И пришли к выводу, что опасения напрасны. Более того, этот рынок, по мнению самых оптимистически настроенных участников, ждет всплеск, связанный с тем, что, возможно, в Россию прибудут на "постоянное место жительства" филиалы известных аукционных домов Sotheby's и Christie's.
"Бум, когда простые граждане несли в антикварные магазины на продажу уникальные семейные реликвии, шедевральные старинные вещи, прошел еще в середине 90-х годов, - пояснил один из галеристов. - Но сейчас появляются новые источники пополнения российского рынка произведений искусства. Во-первых, растет его приток из-за рубежа, во-вторых, с каждым днем устаревает искусство советского периода, превращаясь в антиквариат". Что касается еще большего притока произведений искусства из-за рубежа, то здесь торговец антиквариатом сделал ставку на возможные перемены в таможенном законодательстве, когда "государство пойдет еще дальше, чем в 2004 году, полностью отменив пошлины на ввоз культурных ценностей". Теперь, как пояснил антиквар, при ввозе в Россию за картину не надо платить, как за партию кроссовок, совокупный таможенный платеж до 30 процентов от ее стоимости. Однако плата за временный ввоз картин осталась - 18 процентов. А если картина в России еще и продается, то этот налог составляет 21 процент. Поэтому невыгодно западным аукционным домам у нас торговать. Хотя, по слухам, и Sotheby's, и Christie's вполне серьезно примериваются к русскому рынку. Здесь самая богатая, востребованная аудитория. И если пошлины, по словам антиквара, когда-нибудь отменят, то жди сразу же открытия филиалов прославленных западных аукционных домов.
Между тем позиция Росохранкультуры по отмене пошлин ввозимых предметов искусства известна. "Чем больше ввозят в Россию культурных ценностей, тем страна богаче" - так сформулировал ее "РГ" начальник управления этого ведомства Виктор Петраков. На Западе, в Америке, по всему миру сегодня хранятся тысячи произведений русских мастеров, которым только разреши бесплатный въезд и продажу, и они украсят как частные коллекции, так и залы крупнейших отечественных музеев.