Что касается самих авиакомпаний, то на самом деле на сегодня у них нет другой альтернативы, кроме схемы лизинга. Будь то иномарка или российский самолет.
Кстати, Счетная палата не первый раз уже акцентирует внимание на проблемах российского авиализинга. Примерно годом ранее коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки использования госсредств, выделенных на лизинг авиатехники. Тогда аудиторы сделали вывод, что из 2,5 миллиарда рублей, потраченных государством на покупку 38 процентов акций лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), в уставный капитал было перечислено только 212 тысяч рублей, а Финансовая лизинговая компания (ФЛК) неэффективно использовала 749 миллионов рублей бюджетных средств. Правда, эксперты подчеркнули, что бюджетные деньги ИФК "налево потрачены не были", но нарушение о невнесении средств в уставный капитал носило существенный характер, поскольку это могло привести к уменьшению контроля компании со стороны государства. Что же касается ФЛК, то "подобная хозяйственная практика не носила формального нарушения закона". "Но рачительный хозяин так не поступает", - заключили тогда эксперты.
На сей раз, как следует из сообщения Счетной палаты (СП), предусмотренные "Стратегией развития авиационной промышленности до 2015 года" показатели на 2006 год по поставкам основных типов гражданских самолетов не были выполнены. "Происходило падение объемов промышленного производства в авиационной промышленности", - говорится в сообщении СП. "Организация лизинга авиационной техники нуждается в совершенствовании. Стоимость самолетов, поставляемых по лизинговой схеме, в два раза превышает их заводскую цену, в отдельных случаях производство самолетов нерентабельно", - отмечает СП. К тому же, как считают аудиторы, нет анализа эффективности лизинга.
Согласно ежегодному докладу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Россия - самое опасное место для совершения авиаперелетов. Такой вывод не случаен, поскольку уровень авиакатастроф в России в 13 раз превышает среднемировой.
Ежегодный доклад об авиационной безопасности, опубликованный IATA в середине апреля, выдержан в целом в оптимистических тонах. "Воздушный транспорт остается самым безопасным способом передвижения", - заявил, представляя доклад, генеральный секретарь IATA Джованни Бизиньяни. Статистика 2006 года свидетельствует, что на один миллион полетов, совершенных в мире, в среднем приходилось 0,65 серьезной аварии реактивных самолетов (серьезной IATA в данном случае считает такую аварию, при которой разрушается фюзеляж воздушного судна). Это на 14 процентов лучше, чем было в 2005 году. Авиакомпании - члены IATA показали еще лучший результат: 0,48 аварии на миллион полетов (т.е. менее одной на 2 миллиона полетов).
В бывших же республиках СНГ на один миллион рейсов приходится уже 8,6 инцидента. Это вдвое больше, чем у следующего по аварийности региона - Африки (4,31) и в 13 раз хуже, чем в среднем по миру. Показатели аварийности Северной Америки (0,49) и Европы (0,32) отличаются от российских на порядок. Кстати, в докладе указывается на улучшение ситуации в Африке, где в 2006 году отмечено 77 инцидентов, тогда как в 2005 году их было 111.
Основными причинами авиакатастроф, отмеченными в докладе, в первую очередь являются человеческий фактор, плохая погода и недопонимание между диспетчерами и пилотами.
Однако в Министерстве транспорта РФ, считают, что выводы IATA не повлекут за собой никаких непосредственных последствий для российских авиакомпаний, летающих за рубеж. Напротив, в минтрансе надеются, что в скором времени Еврокомиссия снимет претензии, предъявленные ею девяти российским авиаперевозчикам в начале 2007 года. Сейчас в России находится инспекционная группа Еврокомиссии, по результатам работы которой станет ясно, будет снята эта проблема или нет.