24.04.2007 01:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Оборотная сторона сенсации

    Сделали зрителю ручкой

    За шумом и треском выстрелов в Вирджинии, выяснений отношений между украинскими парубками Викторами и скандалом в эфире МТВ незаметной осталась пропажа телесериала "Господа присяжные". По программе в урочный день и в урочный час он должен был появиться, но не появился. Он сгинул по-английски, не попрощавшись, то есть без объяснений. Как поется в песне: "В каждой строчке только точки, догадайся, мол, сама".

    Догадаться не трудно. Не стану делать вид, будто случай этот экстраординарный. Да, у нас сплошь и рядом выпадают из сетки вещания программы на полуслове, на полушаге, после запятой. Только недавно из эфира ТВ Центра вылетело после двух выпусков ток-шоу "Бойцовский клуб". До этого на том же канале вдруг ни с того, ни с сего вместо нового выпуска программы "Народ хочет знать" прошел выпуск, уже однажды показанный. А уж случаев, когда сериал или программа двигаются по сетке по несколько раз за сезон, не счесть.

    Мотивы таких подвижек очевидны. Мы знаем, что с перепуга теленачальники, бывает, кушают друг друга, а не то что какую-нибудь цикловую передачу или отдельный ее выпуск.

    И таинственное исчезновение "Господ присяжных" - тот еще детектив. Скорее всего, начальство НТВ огорчилось небольшим рейтингом и потому сняло сериал с "пробега". Но есть у этого жеста и подоплека. Своя оборотная сторона.

    Странно только, что никакие низкие проценты сериала "Сталин. Live" не помешали покойному вождю добежать до финишной черты. А дистанция была поистине марафонской - в три месяца. Видимо, в данном случае идеологический интерес в деле подготовки реабилитации образа товарища Сталина взял верх над коммерческим. Главный акционер канала нашел возможным оплатить эту рейтинговую прореху на телевещателя и не смог себе позволить разориться на показ сериала "Господа присяжные", который заключал в себе важный просветительский потенциал. В нем все-таки шла речь о вещах актуальных для современной России - о том, как прививалась у нас культура присяжных судов в досоветские времена, о противоречивых моментах этого процесса.

    Вещатель "сделал нам ручкой" в тот самый момент, когда "господа присяжные" должны были судить террористку Веру Засулич как бы в назидание нам, сегодняшним свидетелям кровавых разборок по идейным соображениям.

    Нет повести печальнее на свете...

    Зато нам всегда рады в семейно-бытовых шоу. В них мы сами - присяжные заседатели. Нас туда так зазывают и заманивают...

    Джульетта восточной наружности из семьи самых строгих правил занемогла - стала толстеть. Думали, что рак. Оказалось: беременность, после того, как девушка почувствовала, что "опухоль" шевельнулась у нее под сердцем. Дальше вышел сплошной ужас, описать который и у Шекспира бы не хватило слов, красок, таланта и жизненного опыта.

    Ужас в изложении девушки был так велик, что рот Андрея Малахова искривился в сострадании, а его глаза наполнились слезами.

    Впрочем, мне довелось услышать и покруче историю, которую бы я предложил обсудить господину Малахову или госпоже Милявской в их программах. Не знаю, кому она больше подойдет.

    Ромео и Джульетта славянской наружности полюбили друг друга, зарегистрировались в ЗАГСе, успели даже сыграть свадьбу, но до брачной ночи дело не дошло - за Ромео, несколько лет скрывавшимся от призыва, пришли омоновцы из военкомата и отправили его в "горячую точку". Там его легко ранили - маленький осколок попал ему в нос и застрял в его кончике. Его комиссовали, с операцией парень решил повременить - так он торопился соединиться с любимой. И вот в самый кульминационный момент первой же брачной ночи у него засвербило в носу, он чихнул, осколок вылетел и прямо в сердце Джульетты. И насмерть. Ну, и он тут же покончил с собой.

    Смею утверждать, что эта штука посильнее шекспировской трагедии.

    Штука посмешнее шекспировской комедии случилась в прямом эфире МТВ.

    Бюст Андерсон и протест Меньшова

    Никто бы и внимания не обратил на эту церемонию, если бы не скандал, разразившийся на ней. Владимир Меньшов вместе со своей супругой Верой Алентовой в прямом эфире МТВ демонстративно отказался вручать премию создателям фильма "Сволочи". Бросил под ноги конверт и мгновенно на целую неделю стал едва ли не самым популярным ньюсмейкером. Информационные и всякого иного формата программы, а также газеты и интернет-издания стали гоняться за его комментариями, которых он в итоге раздал великое множество.

    Часть славы, выпавшей на долю известного режиссера, досталась и самому каналу, который в ней больше всего и нуждался. Забавно, что ставку вещатель делал явно не на Меньшова. Фишкой мероприятия была, конечно же, Памела Андерсон со своей всемирно известной грудью, которая и должна была бы привлечь внимание мировой общественности к молодежно-гламурному каналу.

    На другом гламурно-молодежном канале - ТНТ несколькими днями раньше проскочила шутка о все той же груди. Один из резидентов "Комеди клаб" задался риторическим вопросом: "Видела ли Памела Андерсон свои ноги?".

    Увидела бы светская тусовка за Памелой то, ради чего она собралась, - фильм "Сволочи", победивший в интернет-голосовании, если бы не протестный демарш Владимира Меньшова?

    То есть она его так или иначе не увидела, но теперь по крайней мере призадумалась. Теперь на фильм Александра Атанесяна обратят внимание и другие зрители; он получит импульс для нового витка раскручивания к нему интереса, увеличатся продажи его DVD.

    Впрочем, и здесь есть оборотная сторона скандала. За патриотическим пафосом выступления Владимира Меньшова о фильме, позорящем Россию, втаптывающем в грязь ее славную историю, как за большой грудью Памелы Андерсон, зрители рискуют не увидеть существа поднятой проблемы. Мы снова, как в советские времена, идем с фактами наперевес в атаку на правду искусства?

    Правда искусства не всегда совпадает с правдой жизни; нередко они ссорятся, а иногда - враждуют. Совсем недавно мы были свидетелями, как обе правды перегрызлись из-за "Штрафбата".

    Владимир Меньшов подзабыл, наверное, каким атакам в 70-е годы подверглось "Иваново детство". Уважаемый классик советского кино Марк Донской бил по фильму Андрея Тарковского точно с таких же позиций и примерно такими же словами, как это сегодня делает уважаемый Владимир Меньшов.

    Фильм Атанесяна, строго говоря, не о войне; он на материале войны о том, как жестокая логика массового смертоубийства переворачивает с ног на голову все гуманистические ценности.

    Спорить можно о том, насколько автору удался замысел, но не о том, патриот или антипатриот режиссер фильма "Сволочи" Александр Атанесян.

    Не нам же, современникам Памелы Андерсон, возрождать традиции советской демагогии.

    Поделиться