24.04.2007 02:25
    Поделиться

    Правительство рассмотрит бюджет-2008

    Если учесть к тому же, что буквально накануне президент Владимир Путин выступит перед Федеральным Собранием с ежегодным Посланием, в котором не преминет отметить и переход экономического планирования на трехлетку, нетрудно представить, с каким тщанием выверяли в минфине проект бюджета до того, как представить его кабинету.

    Действительно, март и апрель прошли под знаком, так сказать, предпродажной подготовки бюджета. Государственная Дума и Совет Федерации утверждали поправки в Бюджетный кодекс, связанные с переходом на трехлетку, а также с новыми принципами формирования Стабилизационного фонда. В прошлую среду депутаты Думы рассмотрели и поправки к Налоговому кодексу. А на прошлом заседании кабинета министров был утвержден самый главный, пожалуй, документ - прогноз социально-экономического развития на 2008-2010 годы. Если поправки в кодексы носили в большей мере юридическое содержание бюджета, легитимизируя его положения, то прогноз как бы давал некую рамку параметров, обозначал цели, для достижения которых бюджет и составляется.

    Впрочем, я не стал бы преуменьшать значение деятельности парламентариев и сенаторов. Ведь поправки в Бюджетный кодекс не только утверждали принципы трехлетки, но и задевали самое важное для депутатов - как же делить деньги, как утверждать смету расходов. И уж, конечно, большую заинтересованность проявляли они при преобразовании Стабилизационного фонда, ставшего самым мощным раздражителем лоббистских аппетитов. Так вот, изящно введенный минфином принцип утверждения параметров трехлетки, при котором именно финансисты определяли заранее объем доходов и расходов на целых три года, не прошел.

    Депутаты не удовлетворились пятипроцентным резервом на второй и третий годы, который, в сущности, представлял некое "отступное", в пределах которого лоббисты могли что-то выторговывать, и во втором чтении добились права голосованием Думы утверждать прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) на очередной финансовый год. Таким образом, законодатели могут не только устанавливать параметры будущих бюджетов наряду с правительством и минфином (а следовательно, и контролировать затем это исполнение), но и корректировать размеры дефицита бюджета (если они возникнут в будущем) и - что еще важнее - объемы нефтегазового трансферта, направляемого на их погашение. В то же время оба новых фонда, образованных из Стабилизационного, остаются как бы в распоряжении минфина, хотя на Фонд будущих поколений есть виды и у депутатов, и у представителей различных министерств и ведомств.

    Но сам принцип трехлетнего планирования распространяется уже и на другие сферы. Так, министр экономического развития и торговли Герман Греф считает, что он вполне применим и в деятельности "Газпрома", а российская оборонка уже сама просит определить ей государственный оборонный заказ в пределах трех лет.

    Что же касается поправок депутатов в Налоговый кодекс, то проделанное на прошлой неделе носило скорее процедурный характер, и ни в коей мере не отражало борьбы вокруг будущего наших налогов и налоговой системы. Так же, как и развязанная в начале апреля непонятно по какой причине попытка изменить шкалу подоходного налога и обложить повышенными сборами "богатых", к которым были отнесены граждане с годовым заработком свыше 1,2 миллиона рублей, то есть по 100 тысяч в месяц. С них предлагалось брать не 13 процентов в уплату подоходного налога, а 20. А с тех, кто зарабатывает еще больше, и все 30. Все, кто хоть сколько-то представляет систему российской заработной платы, понимают, что белые заработки свыше 100 тысяч рублей в месяц тут же уйдут в тень. А если учесть еще, что в предвыборном порыве депутаты предложили освободить от налога тех, кто получает до 5 тысяч рублей в месяц, и сократить до 10 процентов для тех, кто получает до 10 тысяч в месяц, то нетрудно представить, как сократятся поступления в казну.

    Просто в очередной раз приходится удивляться, как депутаты из года в год обещают увеличить зар-платы и пенсии, одновременно сокращая доходы бюджета.

    Все это в большей или меньшей степени касается и основных налогов, по которым идет непрекращаемая дискуссия - НДС, ЕСН. Но в основном налоговые дискуссии поутихли, министр финансов Алексей Кудрин достаточно твердо заявил, что такое решение возможно не ранее следующей весны, поскольку это связано с проблемой устойчивости бюджета, долгосрочной стабильности пенсионной системы, а также для принятия решения по поиску альтернативных источников доходов бюджета. В принципе, с решением этой проблемы связано и преобразование Стабфонда, и законодательное закрепление дефицита, и перевод налогового бремени с нефтяников и газовиков на другие отрасли.

    И еще один важный аспект проблемы, который в предвыборное время стараются не замечать, - постепенное смещение части налоговых нагрузок с бизнеса на население. Эта проблема существует, и рано или поздно доля граждан в налоговой сфере и в пенсионном обеспечении увеличится. Сегодня в странах ЕС доля налогов граждан в бюджете занимает 25%, а у нас не составляет и 10. Да и распределение ЕСН между бизнесом и работником не устраивает бизнес, поэтому-то работодатели и предпочитают выдавать зарплату в конвертах. Значит, хотим мы того или нет, но постепенное смещение налоговой нагрузки на граждан будет происходить. И если правительство хочет, чтобы это не обернулось ростом социальной напряженности, то параллельно должен происходить и рост доходов населения. А доходы эти, для бюджетников и пенсионеров, во всяком случае, сводятся к налоговым и прочим поступлениям в казну. Так что финансовые разногласия не исчезнут никогда.

    Наконец, рассмотренный правительством прогноз социально-экономического развития рисует радужные перспективы. Инфляция с 7-8 процентов в текущем году снизится до 6-7 в следующем и до 5-6 в 2010-м. ВВП будет расти на 6 с лишним процентов в год. Если говорить о социальных последствиях роста ВВП, то доходы населения будут расти почти на 10 процентов в год, при этом реальная заработная плата еще быстрее - процентов на 12. Предполагается что количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума (3,7 тысячи рублей в месяц) с 16,3 процента в первом квартале этого года сократится до 10,7 процента к 2010 году. Зато количество обеспеченных граждан, так называемого "среднего класса", вырастет с 20 процентов до 35.

    А вот дальше начинается целая серия "но". Сам же Греф подчеркивал, что прогноз во многом строился на мировых ценах на нефть. А как показывает жизнь, не всегда им удается удержаться на том же уровне. Поэтому, как считает министр, нужно делать упор на развитие перерабатывающей промышленности, на усиление инвестиционной активности предприятий. Министр финансов Алексей Кудрин в свою очередь обеспокоен снижением этой активности, сокращением иностранных инвестиций в реальную экономику. По его мнению, необходимо снижать уровень инфляции хотя бы до 5 процентов и довести ставки по кредитам до 3-5 процентов. Это переломит сложившуюся тенденцию давать деньги лишь на короткое время, на небольшие проекты и позволит российской экономике модернизироваться и расширить объемы производства. Другая проблема, которую предложили обсудить оба министра, - возможное сокращение притока валюты и снижение валютных запасов. С одной стороны, ставка на нефть уже изживает себя, о цене сказано выше, а уровень добычи может быть и сокращен. Поэтому нефтедоллары в ближайшие годы поубавятся. С другой стороны, импорт растет опережающими темпами: в первом квартале 2007 года он вырос на 35,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт - только на 5,3. В итоге нефтедоллары уходят за рубеж, а на внутреннем рынке зарубежные товары вытеснят отечественные. Все это - к вопросу о доходах бюджета.

    И еще один тревожный сигнал поступил от Грефа: пенсии за три года вырастут почти на 40 процентов и средний их размер сравняется с уровнем прожиточного минимума, но дефицит Пенсионного фонда к 2010 году составит 0,6 процента ВВП, а затем и 2 процента.

    Поделиться