Российская газета: Вы Бориса Годунова для себя открыли как личность?
Михаил Казаков: Для меня будет доминировать главная тема - человек и его совесть. Это важно для меня как для исполнителя. И это трогает людей.
РГ: Отчего у Бориса болит совесть?
Казаков: Потому что совестливый честен перед собой и честен перед своим народом, но таковы обстоятельства, что все складывается против него.
Ключ к этой партии есть в тексте "Ежели в тебе пятно, пятно единое, случайно завелось - душа сгорит, нальется сердце ядом, и душит что-то, и голова кружится". Это пятно разрастается. У него это болит, но все в жизни поправимо.
РГ: Вам импонирует Борис?
Казаков: Да.
РГ: Почему?
Казаков: Потому что как раз ставит эти вопросы перед собой, не отодвигает их, пользуясь тем, что у него абсолютная власть, что любое его движение, взгляд - это беспрекословное подчинение, что он владыка всего и вся. Но есть другая сторона медали - то, что он остается человеком, что его душа имеет какие-то грехи. Он это осознает, и он их замаливает и просит прощения.
РГ: Возможно ли человеку во власти сохранить душу?
Казаков: Мне кажется, что да.
РГ: Что Годунов сделал для России?
Казаков: Во-первых, многие его дела приписывают Петру I, на самом деле Борис Годунов первый начал посылать учиться за границу, первым начал проекты серьезного строительства Москвы как столицы и начал отстраивать Кремль, давал людям работу, люди зарабатывали. Но, на его несчастье, несколько лет подряд был страшнейший голод - неурожай, засуха. И люди с сеном во рту умирали от голода на Красной площади, у стен Кремля, пожирали трупы. Это все обостряло политическую обстановку при дворе, в России. А для народа - и до сих пор - виноват кто? Самый главный! На тот момент это был Борис.
РГ: А каким вы видите внешний образ Годунова?
Казаков: Все зависит от того, какой спектакль. Старый "Борис Годунов" - это классический спектакль. Исторические костюмы в стиле эпохи. Мне ближе, честно говоря, такой спектакль.
РГ: Если выйдет авангардный спектакль, допустим, как "Дети Розенталя", вас это огорчит?
Казаков: Меня это не огорчит, но я люблю традиционный спектакль, такое понятие, как "большой стиль".
РГ: Как относитесь к тому, что постановкой оперы занимается режиссер кино?
Казаков: В театре есть опыт таких постановок: "Мазепу" ставил Бондарчук, Чхеидзе, Кончаловский - "Войну и мир" в Мариинке.
РГ: В каких спектаклях Большого театра участвуете?
Казаков: "Царская невеста", "Иоланта", "Борис Годунов", "Евгений Онегин".
РГ: Наша оперная школа - лучшая в мире?
Казаков: В любом оперном театре мира работают русские певцы. Они отличаются качественными голосами, качественной выучкой, хорошей музыкальной базой, качественной техникой вокала.
РГ: Как вы входите в роль, как в капсулу персонажа?
Казаков: В принципе да.
РГ: Какой у вас режим жизни?
Казаков: Обычный, но я не могу пить пиво - это влияет на голос, люблю острую пищу, все поперчить, хотя певцам не рекомендуется.