Нынешняя модель российской экономики, выстроенная на экспорте сырья, хоть и нуждается, как заметил Греф, в "капитальном ремонте", но несмотря ни на что выдает результаты, которым мог бы позавидовать кто угодно. А министр экономического развития и торговли уже давно мог бы претендовать не только на звание лучшего министра экономического развития и торговли в Европе или в мире, но и на премию лучшего пиарщика страны. Слушаешь его, и очень хочется верить в то, что экономика растет небывалыми темпами и ни о каком кризисе речи быть не может. О том, что рост ВВП в первом квартале этого года составил 7,9 процента, Герман Греф сообщил еще в прошлый четверг на заседании правительства, но не повторить столь оптимистичные цифры явно не мог. Тем более что президент спрашивал именно об этом. 7,9 процента! В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 5 процентов. Таким образом, подчеркнул Греф, чистый прирост оценивается в 2,9 процента.
- Неплохой результат, - оценил Путин, не став выяснять причины успеха.
Столь немногословная оценка сродни правительственной награде. За все: за достижения и оптимизм. Ведь так и до удвоения недалеко.
Но путь, который предстоит пройти российской экономике, все же нелегкий. Правда, если за его изменение не возьмется сам Греф, который заметил на заседании правительства, что "мы сейчас стоим на развилке: либо российская экономика катится дальше по накатанной колее, либо встает на инновационный путь". Но об инновационном пути экономики рассуждать вчера не стали.
Вместо этого первый вице-премьер Дмитрий Медведев, озабоченный качеством питания детей в школах, призвал частный бизнес в помощь. Сегодня "на заседании президиума Совета по национальным проектам будет рассмотрена модернизация образования в пилотных регионах", именно там и будет обсуждаться вопрос организации школьного питания, переоборудование школьных столовых на базе софинансирования с возможным привлечением частного бизнеса. "Пока ситуация не очень хорошая", - признал первый вице-премьер.
В школах же Медведев намерен бороться и с компьютерным контрафактом, заменив их лицензионными программами. "Потому что сейчас так получилось, что не все школы имеют нормальный софт, нормальный программный продукт", - пояснил первый вице-премьер. Ведь скандал с нелицензионным обеспечением одной из школ в Пермском крае вылился в судебное разбирательство против ее директора. В общем, у Медведева "есть набор идей, как бороться с контрафактом и сделать полноценную программу обеспечения для всех школ".
О первом опыте долгосрочной программы в новейшей истории энергетики не смог промолчать и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Согласно генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики, к 2020 году отечественная энергетика будет полностью удовлетворять потребности России, максимально используя атомную, гидро- и угольную энергетику. "Это беспрецедентная задача", - сказал министр. При подготовке программы оценивали спрос отдельных территорий, учитывали базовый рост и создание новых потребителей". В общем, как заметил Христенко, "электроэнергетика приобретет новый облик, поскольку по максимуму будет использовать возможности атомной, гидро- и угольной энергетики при сокращении газовой составляющей". Так, к 2020 году "доля газа в энергобалансе страны снизится с 43 до 35 процентов, угля возрастет с 23 до 31 процента, АЭС - с 16 до 20 процентов". Глава минпромэнерго заметил, что "планируется радикальное изменение топологии" размещения энергетических объектов, например, "появятся два новых кольца вокруг Москвы и одно - вокруг Санкт-Петербурга". Такая схема "обеспечит надежность и способность полностью удовлетворить потребности за счет собственных мощностей".
Разговор о развитии электроэнергетики и промышленности в стране с абсолютным знанием предмета смог поддержать и первый вице-премьер Сергей Иванов. В Екатеринбурге он ознакомился и одобрил проект "Урал промышленный - Урал Полярный", направленный на освоение запасов северного и полярного Урала. Объем инвестиций в проект оценивается в 400 миллиардов рублей, значительная часть которых будет профинансирована частным бизнесом. По сути, программа развития региона подразумевает освоение минеральной базы Северного Урала, стоимость запасов которого оценивается в миллиардах долларов. Сейчас же для металлургических центров сырье завозится с больших расстояний, в том числе и из СНГ. Имея данные о залежах полезных ископаемых, государство может выделить деньги на строительство железной дороги, пояснил Иванов. 15 мая программа по развитию Урала будет внесена на рассмотрение в министерство экономического развития и торговли как претендент на финансирование из инвестиционного фонда. А в начале июня, как заметил первый вице-премьер, этот проект будет представлен и на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.