И от того, как будут развиваться дела в этой стране, во многом зависит стабилизация, процветание и в целом будущее Европы.
Очень большие надежды сейчас возлагают и на будущее европейской конституции. После выборов во Франции может начаться процесс реабилитации идей единого Основного закона. И то, чего не смог сделать Ширак - убедить французское население проголосовать в поддержку Основного закона, - его наследник или наследница вполне могут осуществить. Правда, по всей видимости, они не будут выносить этот вопрос на референдум, а попытаются решить все в более узком кругу - в парламенте, как это было в Германии.
Но тем самым будет спасена идея ЕС как политического союза. На это сегодня уповают все высшие правящие элиты Брюсселя. Действительно существует надежда, что тандем Франция - Германия, который в течение последних 60 лет настойчиво выстраивал Европейский союз, снова начнет работать в правильном направлении - развивать сотрудничество в рамках Европы и выступать за укрепление ЕС в политическом, экономическом плане и в вопросах безопасности.
И, наконец, большие надежды связаны с тем, что после французских выборов в экономике этой страны произойдет подъем. Не секрет, что экономики главных европейских государств - Германии и Франции - сегодня ослаблены и не имеют такого роста, как экономики более маленьких стран - членов ЕС. Но если экономический мотор Франции и Германии не начнет работать, то никто не сможет говорить о процветании всей Европы.
Все эти возможные положительные преобразования многие в Европе связывают с вероятной победой на выборах кандидата от правящей партии Николя Саркози. У него большой политический опыт, он долгое время работал в правительстве на посту министра внутренних дел.
Его соперницу Руаяль нельзя назвать столь же ярким и опытным политиком. Главное, за что ее критикуют и сами французы, и европейская элита, - отсутствие ясно выраженной политики и видения будущей Европы.
В первом туре выборов Саркози и Руаяль вместе набрали только 55 процентов голосов избирателей. Это означает, что им предстоит бороться за симпатии остальной части электората. Те 11 процентов французов, которые 22 апреля проголосовали за Ле Пена, во втором туре, по-видимому, поддержат Саркози. Этот кандидат настроен вполне патриотично, поэтому сторонники Ле Пена с удовольствием отдадут за него свои голоса.
Большой вопрос состоит в том, за кого будет голосовать либеральный электорат третьего по популярности кандидата на пост президента Франции - Франсуа Байру. Симпатии этих избирателей, по всей видимости, разделятся пополам. Но даже если это произойдет, победу в конечном итоге одержит Саркози. Сегодня в Европе все делают ставки главным образом на него.
Что будет означать победа Саркози или в целом новая политическая ситуация во Франции для России? Думаю, в первую очередь Москва должна снова начать выстраивать конструктивное экономическое сотрудничество с Парижем. Ведь Франция имеет для России почти такое же значение, как и Германия.
Когда Москве напрямую не удается работать со всем Европейским союзом ввиду бюрократичности Брюсселя или существования отдельно взятых точек зрения на Россию, бытующих внутри этой организации, именно такая страна, как Франция, способна стать важным и ключевым стратегическим партнером для России в Европе.
В этом отношении Франция даже больше готова к особым двусторонним отношениям с Россией, чем Германия. В Берлине - по крайней мере при канцлере Ангеле Меркель - очень много внимания обращают на то, что поляки, прибалты и чехи думают о дружбе Германии с Россией. Париж не будет принимать в расчет эти эмоции.
Правда, в отношениях с Парижем Москву подстерегает другая проблема - возможно, та же самая, что существует у многих европейцев с Россией. Во Франции очень силен госсектор. Там есть стратегические области, куда иностранных инвесторов не пускают. А Россия хочет заполучить достаточно большой пакет акций в концерне EADS, производящем самолеты "Аэробус". Кроме того, Москва заинтересована в совместных с Парижем энергетических проектах, которые позволят ей напрямую войти в газовый рынок Франции.
Это станет стратегическим направлением России, но в области энергетической и авиастроительной промышленности вашей стране еще предстоит много поработать для достижения конструктивного сотрудничества.
Подготовила Дарья Юрьева