Именно поэтому министр транспорта Игорь Левитин провел вчера в Белом доме селекторное совещание, вызвав "на ковер" практически всех региональных чиновников, отвечающих за транспорт. Но оказалось, что у многих из них собственные претензии к центру.
За исключением шести российских регионов, во всех остальных льготы по оплате проезда были монетизированы. Наиболее распространенной формой компенсации стали единые социальные проездные билеты - в 71 из 81 реформировавшегося региона. В других субъектах россиянам предоставили право проезда со скидкой, как правило, в размере 50% полной стоимости разовой поездки. С каждым годом спрос на социальные билеты существенно растет, ведь проезд дорожает чуть ли не каждый месяц, и за два года число пользователей такими билетами возросло с 15 до 22% льготников. В общем, как считает Левитин, "опасения, что монетизация приведет к сокращению объема транспортных услуг, не оправдались".
Однако решить другую задачу - вывести транспорт из разряда убыточных - ни в одном регионе практически не удалось. "Монетизация льгот положительно сказалась на привлечении частных перевозчиков в социальный сектор общественного транспорта, но пока не вывела его на уровень рентабельности", - с сожалением констатировал министр на всероссийском селекторном совещании по обеспечению транспортными услугами льготников. В прошлом году непокрытые убытки отрасли составили более 10 миллиардов рублей. "Российские железные дороги" не стали исключением и продолжают нести убытки от социальных перевозок.
- Монетизацию в чистой форме так и не получили, - жаловался алтайский чиновник.
За три года, прошедших со вступления в силу нового порядка льготного обеспечения, объем транспортных услуг, предлагаемых частными перевозчиками, вырос более чем на 10 процентов. В Омске, регионе, который не реформировал оплату за транспортные услуги, где сохранены натуральные льготы с компенсацией перевозчикам, "частные извозчики обеспечивают
35 процентов городских перевозок". Проезд в городском транспорте стоит 8 рублей. В общем, администрация может позволить себе подобное, ведь среди налогоплательщиков области "Сибнефть", "Газпромнефть". Но даже там местные чиновники уже поняли, что так не может продолжаться вечно.
Воронежские чиновники не стали скрывать, что жалоб на транспортное обеспечение в регионе даже слишком много. Но объясняют возникшую ситуацию, как это неудивительно, допуском частных перевозчиков на рынок, которые уже на
95 процентов "захватили" городские перевозки.
- То есть вы идете к тому, что городские перевозки полностью будут частными? - поинтересовался Левитин.
- Дай бог, мэр придет нормальный, - посетовал воронежский чиновник. - Прежний мэр был манекенщиком и слабо занимался городским хозяйством.
Акционирование муниципальных и транспортных предприятий, по оценке ведомства Левитина, действительно идет небывалыми темпами, в результате чего за период с 2004 по 2006 год "в секторе социально значимых перевозок значительно сократилась доля государственного и муниципального участия". Но "выручка от перевозок пока не позволяет возместить транспортные расходы, хотя непокрытые убытки сократились за два года реформ почти на 5 процентов". Одной из серьезных проблем стало отсутствие в регионах достаточных ресурсов для содержания муниципальной транспортной инфраструктуры. Поэтому местные бюджеты не справляются с содержанием капиталоемких видов транспорта, в частности трамваев, что приводит к сокращению трамвайной сети.
Сети автовокзалов могут лишиться и в Рязани. Правительству области предложили участвовать в торгах, на которые будет выставлено предприятие. Поэтому рязанские чиновники не спешили отчитываться о проделанной работе, а начали с проблемы. Но Левитин несколько остудил их пыл, заметив, что несколько лет им предлагали бесплатно взять в управление автовокзалы, однако положительного ответа в центре так и не дождались, поэтому предприятие и попало в план приватизации.
- А сколько у вас стоит проездной билет? - спросил министр.
- 75 рублей, - ответил рязанский чиновник.
В столь низкой стоимости проездного билета Левитин тут же усмотрел политическую окраску: "Вы боялись вводить проездной билет, а потом увеличивать его стоимость".
- Это даже не 50 процентов, а 30, и вы хотите, чтобы мы вам компенсировали? - возмущенно заметил Левитин.
- Конечно, хотелось бы, - не стал скрывать желание покрыть убытки за счет центра рязанский чиновник.
Но вчера центр явно не готов был раздавать ни обещания, ни деньги. Левитин напомнил всем региональным чиновникам о том, что они исправно получают финансовую помощь, следовательно, должны обеспечить равную доступность транспорта. Министр рекомендовал субъектам не забыть сформировать в своих бюджетах целевые средства на компенсацию потерь РЖД от перевозок льготников и до конца 2009 года полностью погасить задолженность.
Так и остался нерешенной проблемой проезд школьников и студентов на железнодорожном транспорте. Из-за отсутствия нормативной базы, устанавливающей льготы по оплате проезда по железной дороге для этой категории, у РЖД нет правовых оснований для предоставления льгот. Правда, пока компания их выполняет, подсчитывая потери.