Новости

Более 30 регионов приняли решение запретить на своих территориях деятельность игорных заведений досрочно. Этот многозначительный промежуточный итог подвел в середине апреля председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. При этом он подчеркнул, что "эффективность закона во многом зависит от реализации его норм на местах".

Поясним, что согласно вступившему в силу с 1 января 2007 года федеральному закону о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, принятому по инициативе главы государства, с 1 июля 2009 года деятельность по проведению азартных игр будет запрещена на всей территории России, за исключением четырех игорных зон. Они будут построены на территории Алтайского и Приморского краев, Калининградской области, а также Ростовской области и Краснодарского края (эти два региона будут "со-владельцами" одной зоны).

Здесь стоит отметить, что многие эксперты рекомендуют губернаторам не расслабляться и указывают на огромные трудности с возведением этих объектов в установленный срок. Так, эксперты влиятельного Института экономики города в своем "Заключении об организационных схемах создания и обеспечения начала функционирования особых игорных зон", выпущенном вслед за принятием закона, пришли к выводу, что весь процесс - выделение земли, проектирование, строительство, создание инфраструктуры - займет 41- 44 месяца. А до 1 июля 2009 года осталось чуть больше двух лет.

Но этот аспект при всей его важности и объективной запутанности все-таки технический. А вот последние инициативы регионов ставят ряд принципиальных вопросов. Среди регионов, решивших до установленного федеральным законом срока закрыть игорные заведения на своей территории, - Красноярский край, Архангельская, Курганская, Омская и Челябинская области. С 1 июля 2007 года игорные заведения прекратят свою работу также почти во всех регионах Северного Кавказа. А в Чечне, как и в Татарстане, аналогичные запреты были введены еще до принятия федерального закона.

Ключевой становится тема эффективности принимаемых регионами мер. Иначе говоря, федеральный законодатель дал четкие временные рамки трансформации игорного бизнеса в стране, разделил процесс на две стадии. Сначала с 1 июля 2007 года вступят в силу ограничения, которые должны способствовать концентрации игорного бизнеса. Чистые активы организатора игорного заведения должны быть не менее 600 миллионов рублей, минимальный размер казино - 800 квадратных метров, зала игровых автоматов - 100 квадратных метров, количество игровых автоматов не может быть менее 50, а возрастной ценз для посетителей и работников - 18 лет. Сроки всех прежде выданных лицензий на игорный бизнес истекут к середине 2009 года, после чего игорные компании должны будут "прописаться" в одной из четырех зон.

На самом деле, могут уйти в подполье и стать предметом "опеки" правоохранительных органов. (Это неизбежно, поскольку речь идет о запрете целой отрасли: крупный легальный игорный бизнес выполнит требования закона и закроется, а мелкие подпольные заведения моментально заполнят освободившуюся нишу.) Ведь, как свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, для 70 процентов респондентов, посещающих игорные заведения, легальный статус заведения важен, а 25 процентов будут играть "при любой погоде", не смущаясь атмосферой конспирации.

Словом, схема достаточно проработанная. За период до середины 2009 года субъекты Федерации смогут скорректировать свои бюджеты с учетом выпадающих доходов от игорного бизнеса, а представители этой отрасли - перевести бизнес в игорные зоны или уйти в другие сектора экономики. Важен и социальный момент: у десятков тысяч "работников рулетки и фишек" будет время для нахождения иного вида деятельности, и они не окажутся получателями пособий по безработице.

Инициативы регионов не учитывают того обстоятельства, что главная задача региональных властей - убрать из регионов не соответствующие федеральному закону казино и залы игровых автоматов. Дело в том, что до 1 июля этого года жесткие требования об увеличении активов и обеспечении технологически заложенного среднего выигрыша игрового автомата не ниже 90 процентов смогут выполнить, по экспертным оценкам, максимум 30 процентов игорных заведений. Так что уже через пару месяцев большинство казино закроется. Скажем, к 1 июля 2007 года в Москве останется 22 казино из 49 действующих в настоящее время и 322 зала игровых автоматов из 822. Об этом недавно сообщил заместитель мэра Москвы Иосиф Орджоникидзе. Кстати, сейчас в сфере игорного бизнеса в Москве работают около 150 тысяч человек. И после вывода этого бизнеса в четыре специальные игорные зоны столичные власти будут заниматься их трудоустройством.

А что уж говорить о провинции: там жесткие требования окажутся "по зубам" буквально единичным объектам игорного бизнеса. Остальным осталось жить до 1 июля этого года. Получается, что задача региональных властей о "выкорчевывании" игорного бизнеса решается быстро. Нужно лишь следовать букве федерального закона. В этом смысле характерно заявление губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского: "С вступлением в силу федерального закона о регулировании игорного бизнеса регион лишается 700 миллионов рублей. Мы изначально были против кавалерийских наскоков на игровой бизнес, поэтому игорные заведения в регионе готовятся к новым условиям постепенно".

Евгений Федоров, а в недрах возглавляемого им комитета Госдумы и разрабатывались нынешние законодательные нормы, пояснил, что "закон поэтапно вводит субъекты игорного бизнеса в новые условия правового регулирования и уже на первом этапе реализации решает проблему сокращения числа игорных заведений в городах": "Игорные заведения, соответствующие требованиям закона, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года". Комментируя инициативы регионов, Федоров сказал: "Парад неприятия игорного бизнеса свидетельствует о поддержке проводимой в этой области федеральной политики. Отмечу, что закон дает региональным властям возможность принять подобное решение до 1 июля 2007 года. Это право в свое время при рассмотрении документа в Думе горячо отстаивалось депутатами. Позиция парламентариев основывалась на поступивших отзывах регионов. Норма о возможности досрочного запрета дает возможность субъектам самостоятельно исходя из сложившегося состояния игорного бизнеса в конкретном регионе, отношения его жителей к этой неоднозначной сфере предпринимательства определить срок, с которого начнет действовать запрет на азартные игры".

Эффективность региональных властей в регулировании игорного бизнеса ставится под сомнение и радикальными сторонниками запрета. Идеолог выселения игорного бизнеса в специальные зоны, кинорежиссер и член Общественной палаты Карен Шахназаров: "Игорный бизнес загонят в подполье, если разрешат местным главам решать вопросы с игорным бизнесом: вот тогда он будет действительно загнан в подполье". Еще свеж в памяти горбачевский "сухой закон" и последовавший за ним бум самогоноварения и отравления суррогатами. Как и в чьих интересах будет работать в регионах коррупционная машина по "тихому противодействию" свежепринятым местным законам, вполне очевидно.

С одной стороны, государство нашло способ борьбы с игорным бизнесом. Но наряду с этим региональные бюджеты несут потери, утрачивая весомые источники налоговых поступлений. К примеру, одной из проблем, которую пытались решить депутаты Законодательного собрания Архангельской области, стала такая: как компенсировать 280 миллионов рублей? Эта сумма могла уйти из бюджета после 1 января 2008-го: так велит принятый региональный закон.

В то же время в Ярославской области такой закон не был принят. В Новосибирской области создана рабочая группа, которая будет контролировать ход реализации закона на территории области, разрабатывать и утверждать оперативные мероприятия по регулированию деятельности организаций игорного бизнеса, осуществлять контроль за их деятельностью. В Пермском крае игорные заведения будут закрыты в полном соответствии с федеральным законом к 1 июля 2009 года. А до этого времени, как заявила министр торговли Пермского края Елена Гилязова, власти намерены увеличивать собираемость налогов с объектов игорного бизнеса: их сегодня в крае 558, и деньги полностью зачисляются в региональный бюджет.

Такая стратегия более соответствует долгосрочным нуждам субъектов Федерации, которые испытывают проблемы с наполнением региональных бюджетов, нежели популистские и экономически не просчитанные запретительные законодательные акты. Нельзя не учитывать и то, что досрочный запрет игорного бизнеса может "опрокинуть" идею создания зон, а это "нерв" федерального закона, без которого его стройная концепция рухнула бы в одночасье. Приморский край выбрал для строительства игорной зоны мыс Черепаха на берегу Тихого океана (районный центр - город Артем) в 80 километрах от Владивостока и в 40 километрах от международного аэропорта. "Размещение игорной зоны даст толчок развитию туристической отрасли и экономики края в целом", - уверен губернатор Сергей Дарькин.

Но и на Дальнем Востоке, и на Юге России создание игорных центров предполагается как на бюджетные средства, так и на деньги бизнеса. Не приходится сомневаться, что досрочные запреты лишь сведут к минимуму поток частных средств на сооружение многоплановой инфраструктуры будущих игорных зон. И тем самым реализация федерального закона столкнется с еще одним, причем вполне субъективным и потому особенно досадным препятствием.

Кстати

Депутаты Мосгордумы, понимая, что ситуация с уходом игорного бизнеса в "тень" реальна, решили действовать на опережение. Они обсудили поправки в Уголовный и административный кодексы РФ.

Депутаты предложили Госдуме дополнить УК статьей "Незаконная организация и проведение азартных игр" и штрафовать ее нарушителей в особо крупных размерах - на 200-500 тысяч рублей, а также ввести лишение свободы на срок до 4 лет. Кроме того, за организацию казино группой людей ужесточить наказание до 5 лет, включая штраф в миллион рублей.

Следующая статья коснется тех, кто откроет казино по закону, но нарушит прописанные в нем требования (например, по числу игорных столов или по метражу зала) - наложение штрафа или приостановление деятельности до 60 суток.

Также депутаты предлагают штрафы для "игроманов" за "участие в незаконных азартных играх" - от 1 тысячи до 4 тысяч рублей.

Экономика Бизнес Борьба с азартными играми
Добавьте RG.RU 
в избранные источники