Для модернизации железных дорог ставка сделана на российский металл

Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин заявил, что стратегическое партнерство с этой компанией в производстве высококачественных железнодорожных колес нового поколения "позволяет говорить о правильности выбранной РЖД стратегии сотрудничества с российским производителем". Железнодорожники имеют договора и с ведущими предприятиями транспортного машиностроения, и это сотрудничество, вероятно, тоже влияет на позицию Якунина в пользу отечественной продукции.

Нынешний этап является переломным: только что обнародована концепция программы развития железнодорожного транспорта до 2030 года. По оценке Владимира Якунина, выксунский завод первым в России стал производить нужную железнодорожникам высокотехнологичную продукцию, его доля в секторе колес составляет 60 процентов. Внедрение колес повышенной прочности и колес нового поколения для высокоскоростных магистралей - один из "стержней" этой программы.

В целом развитие партнерства с "Объединенной металлургической компанией" - продолжение линии РЖД на прагматичную поддержку отечественной промышленности. Владимир Якунин подчеркнул, что долгосрочный контракт позволил компании разработать долгосрочную инвестпрограмму. Около трех миллиардов рублей уже вложено в реконструкцию колесопрокатного комплекса, столько же будет освоено в ближайшие годы.

У долгосрочных контрактов, безусловно, есть и сторонники, и противники. Но результаты сотрудничества РЖД с металлургическими компаниями говорят о взаимной выгоде и могут стать моделью и для других монополий, таких как "Газпром" и "Транснефть". Железнодорожники благодаря контракту получили гарантии поставок колес нового поколения, необходимых для обновления подвижного состава. А у исполнителя заказа появилась возможность реализовывать инвестпроекты по модернизации производства, во многом благодаря заказам госмонополии. Новые колеса с твердым ободом уже позволили сэкономить железным дорогам сотни и сотни миллионов рублей. Кстати, завод, на котором побывал Якунин, на семь лет получил гарантии, что его продукция будет востребована в России.

Владимир Якунин отметил, что "масштабная программа развития железных дорог ставит перед отечественными металлургами новые задачи. В связи с началом работы по программе РЖД до 2030 года партнерство двух компаний может выйти на новый этап". Очевидно, что перспективы развития колесопрокатного комплекса ВМЗ напрямую связаны с набирающим обороты стратегическим партнерством с РЖД. Равно как альянс с "Транснефтью" и "Газпромом" позволит заводу нарастить производство труб большого диаметра: он является также главным поставщиком этой продукции для стратегических трубопроводов "Восточная Сибирь - Тихий океан" и Nord Streem (более известного как СЕГ).

Оценивая ситуацию в целом, заметим, что начавшийся с 2000 года "бум" железнодорожных перевозок обеспечил не только металлургов, но и российское транспортное машиностроение стабильными заказами, позволив им добиться роста в среднем 5-6 процентов в год.

Однако сейчас этого мало для успеха программы развития железнодорожного транспорта. Согласно концепции программы, недавно представленной Владимиром Якуниным президенту России, РЖД планирует провести полную модернизацию существующей железнодорожной системы до 2015 года. А в последующие 15 лет - построить новейшие скоростные магистрали и проложить пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке. В этот период должны быть введены в строй линии протяженностью 22 тысячи километров.

На реализацию проекта железнодорожники планируют потратить беспрецедентную сумму в 10 триллионов рублей. Это даст импульс развитию и смежных отраслей. Масштабное реформирование железнодорожной отрасли прежде всего зависит от успехов металлургии и транспортного машиностроения. Для осуществления задуманного железнодорожной монополии необходимо получать от коллег-металлургов качественно новые продукты. Поэтому в ближайшее время "задачей номер один" для РЖД становится определение новых требований к российским промышленникам. И динамичный темп сотрудничества РЖД с металлургами вполне вписывается в русло этой уже показавшей свою успешность "стратегии опережения".