27.04.2007 01:00
    Поделиться

    Виолончель в подземном переходе

    Кто способен лучше оценить уникальную музыку: русские или американцы?

    Тысячи прохожих ежечасно минуют тоннель, спеша по своим рутинным делам и не оглядываясь на покрытые серым кафелем стены. Сердца их не трогают нищие, попрошайки-гитаристы, торговцы всяческим скарбом. Не стал исключением и скромно одетый мужчина со старинной виолончелью в руках, сидящий на табурете в переходе рядом с корзинкой с мелочью. Прохожие и не догадывались, что стали частью эксперимента, проводимого "Российской газетой".

    - Это Сен-Санс, - рассказала корреспонденту "РГ" седая женщина в крупных очках. Глаза ее подозрительно блестели. - Я узнаю эту музыку даже во сне, потому что с ней у меня связаны переживания молодости. Какое прекрасное исполнение...

    Пенсионерка Раиса Ковалева оказалась единственной, кто узнал произведение великого композитора "Лебедь". Большинство же прохожих проявляли мало интереса к еще одному мозолящему глаза попрошайке.

    Имя этого "попрошайки" хорошо известно знатокам классической музыки. Российский виолончелист и композитор Ярослав Судзиловский решился на эксперимент, аналогичный проведенному недавно первой скрипкой США Джошуа Беллом в вашингтонском метро - тот отыграл на скрипке Страдивари перед ничего не подозревающими прохожими 45 минут.

    Судзиловский играл в переходе под Новым Арбатом на уникальной виолончели. Играл в полную силу, старинный инструмент выдавал звуки неземной чистоты, так что прохожие постепенно стали прислушиваться. Кто останавливался на минуту-другую, кто ускорял шаг при виде корзинки. Неужели наши подкачают перед американцами?! Наконец - победа! Моложавый мужчина в строгом костюме остановился, задумчиво постоял минуть пять и... раскошелился. Корзинка пополнилась 500-рублевой банкнотой, а наше мнение о культурном уровне москвичей резко подскочило.

    - Мне просто очень нравится, как это звучит, - признался любитель музыки, оказавшийся топ-менеджером крупной московской компании Евгений Смирнов. - Не могу поверить, чтобы здесь, под землей, могло звучать такое. В детстве я сам занимался музыкой, но, к сожалению, почти все позабыл. Не похоже, что этот музыкант стоит в переходе из нужды.

    Прохожих прошло уже больше сотни. Судзиловский вкладывал в исполнение душу, и это не прошло незамеченным. В глазах многих просыпается позабытое выражение. Какой-то парень, несущий в охапке несколько банок пива, кладет парочку в корзину и, отмахнувшись от вопросов замаскированного корреспондента, спешит к выходу. Две молодые модно одетые "а-ля Собчак" девушки с хохотом проносятся мимо музыканта, чуть не свалив корзинку с выручкой. Завистливо косится гитарист, стоящий дальше по переходу: у него отбирают хлеб. Но агрессии не проявляет, наоборот, дает ценный совет: пожертвования удобнее ловить открытым футляром, он большой и деньги разлетаться не будут. Судзиловский благодарит опытного коллегу, но следовать совету не спешит: один футляр уникальной виолончели дороже, чем двадцать гитар уличных исполнителей.

    - Для меня это оказалось познавательным и слегка шокирующим опытом, - признался позже Ярослав. - И в консерватории, и в различных, даже самых именитых музыкальных коллективах я не раз слышал рассказы музыкантов о том, как они выходили на улицы всерьез, от нужды. Но сам с этим не сталкивался. И сегодня у нас хватает талантливых исполнителей, обладающих значительно лучшей подготовкой, чем иностранцы. Ну что такое консерватория штата Индиана по сравнению с московской?! Уровень школы классической музыки в России один из самых высоких в мире. С оплатой, однако, дело обстоит весьма прискорбно. То, что Джошуа Белл сделал шутки ради, у нас делают всерьез.

    Американский скрипач за 45 минут игры на скрипке Страдивари в подземке Вашингтона заработал 32 доллара с мелочью. Судзиловский за час выступления перед прохожими получил 1200 рублей, что составляет почти 45 долларов.

    За время выступления Белла в вашингтонской подземке мимо него прошли 1097 пассажиров. Из них лишь 27 человек бросили ему денег. Два с половиной процента отзывчивости. Мимо играющего в переходе под Новым Арбатом Судзиловского прошли около 300 человек. Раскошелились, пусть и мелкой монетой, и добрым словом, и банками с пивом, и даже просто улыбкой и вниманием - почти сто. Треть прошедших. Москвичи оказались куда отзывчивее своих собратьев по разуму из Вашингтона.

    Досье "РГ"

    Ярослав Судзиловский - виолончелист и композитор. Родился в Москве, окончил консерваторию по классу виолончель и по классу композиторское дело. Один из самых ярких молодых композиторов России, кандидат в члены Союза композиторов. Лауреат музыкальных конкурсов Франции и Польши, композиторского конкурса им. Шостаковича, биеннале современного искусства в Вене и других престижных конкурсов. Участник ряда фестивалей искусств по всему миру, в т.ч. Московского международного кинофестиваля, фестиваля современного искусства "Тесно" и др. Его произведения использовались в современных отечественных фильмах и театральных постановках, часто звучат на волнах московских и зарубежных радиостанций.

    Поделиться