Вячеслав Никонов, президент фонда "Политика":
- В Послании Путина говорилось о растущем потоке денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела, и о том, что под "демократизаторскими лозунгами" некоторые персоны стремятся обеспечить собственные корыстные интересы, а их хозяева - лишить нашу страну политической и экономической самостоятельности. В связи с предстоящими выборами Путин обратил внимание на эту проблему. И я думаю, эта часть речи президента, как и пассаж по поводу замораживания нашего участия в ПАСЕ, вызовут наибольший резонанс в мире. Мне представляется, что президент достаточно правильно обрисовал эту проблему, потому что вмешательство в избирательный процесс не допускается нигде в мире.
В отношении же России такое происходит. О попытках повлиять на предвыборную ситуацию говорилось, в частности, в докладе государственного департамента США. В своем Послании Путин предупреждает, что это не пройдет незамеченным. Предупреждает от иллюзий, которые у кого-то были на этот счет. Он не говорил о том, что будут приниматься какие-то активные меры, но дал четко понять, что это находится в поле зрения государственных органов.
Нынешнее Послание - не какой-то ответ Западу. Это прежде всего обращение к российским законодателям и российскому обществу. Думаю, в меньшей степени президент имел в виду какие-либо западные реакции.
Игорь Бунин, генеральный директор Центра политических технологий:
- Это некая программа для преемника, для будущей президентской команды путинского курса. В этой программе есть два составляющих элемента: социальный, выходящий за ближайший период и вводящий туда дополнительный элемент, например, тезис жилья и ремонта, и новая идея - национальное благосостояние и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования. Хотя в Послании нет завещательных элементов, нет завещания, но Путин как бы подводит некие итоги восьмилетия. Президент делает это с эффектом, говорит и о русском языке, и о библиотеках, и о духовных ценностях, и о национальной идеологии, традициях - о том наборе, о котором говорит обычный человек, который чувствует, что его практическая деятельность в данной сфере завершена. Видно из Послания, что Путин практически на 100%, если не случится какого-то форс-мажора, уходит и не выдвигает кандидатуру на третий срок.
Елена Башкирова, социолог, президент компании "Башкирова и партнеры":
- Я увидела в Послании главное - обращенность к человеку. Президент реагирует на проблемы, которые сейчас очень остро стоят в обществе, что подтверждается и данными наших социологических исследований.
Очень важным мне показалось то, что в Послании прозвучало слово "интеллигенция". Не просто "народ" или "граждане", а именно этот термин. Мне кажется, эти люди услышали, должны были услышать, что на них есть надежды и их потенциал очень важен для власти.
Дмитрий Орешкин, независимый политолог:
- Безусловно, это не прощальное Послание. Даже его стилистика несколько четче, жестче, энергичнее и в некотором смысле даже агрессивнее, чем прежде. Таких высказываний о нашей политике в Европе, особенно в военной сфере, мне кажется, я не слышал со времен Громыко, который говорил: "Воспринимайте нашу позицию как "ужесточение" политики, но имейте в виду, что от наших интересов мы не отступим". Принципиальная разница, правда, в том, что Громыко говорил о ракетах средней дальности, а сейчас речь шла о Договоре об обычных вооружениях в Европе.
Послание задает инерцию на многие годы вперед, ставит задачи на десятилетия. Например, когда президент говорил о том, что в год должен прибавляться 1 кв. метр жилья на душу населения. У нас сейчас 21 такой квадрат на душу, в Европе в среднем около 40. Значит, чтобы догнать Европу нам надо 20 лет выполнять это задание.
И в этом смысле, конечно, приходится задумываться о том, какое место в строю себе видит президент. Он же сказал, что найдет себе это место.
Формируя внутренний комплекс понятий, которые создают лицо России, силу России, в терминах современной политологии - "мягкую силу" России, Путин заботится о ее развитии как имперского центра. Он правильно обозначает приоритеты. Сможем или не сможем? А вот здесь уже надо говорить про эффективность экономических и управленческих решений.
По материалам информагентств и электронных СМИ