Новости

С наступлением весны столкновения самолетов с птицами в Подмосковье все чаще

Российские самолеты сталкиваются с птицами от 50 до 70 раз в год. При этом треть авиапроисшествий случается при посадке, четверть - при взлете.

Птицы пернатые и стальные: кто кого?

Первый в России случай судебного разбирательства из-за птиц между авиакомпанией и аэропортом отмечен после 23 августа 2000 года, когда Ил-96 во время посадки в Шереметьево столкнулся со стаей чаек. Птицы попали сразу во все четыре двигателя. Жертв не было лишь потому, что столкновение произошло уже после касания земли. А вот ущерб "Аэрофлот" оценил в 180 тысяч долларов. После чего, возмущенный низким качеством уровня орнитологического обеспечения безопасности полетов в аэропорту, подал иск в арбитраж. Решение было вынесено в пользу авиакомпании.

Безусловно, столкновение с птицами не входит в перечень основных причин авиакатастроф. И тем не менее Международная организация гражданской авиации (ИКАО) каждый год регистрирует в мире примерно 5400 пернатых таранов на самолеты. На счету "птичьих истребителей" - сбитые "фарманы", "кукурузники", турбовинтовые и реактивные самолеты, как свидетельствует статистика, с 1988 года именно из-за этого погибли 194 человека.

Внимание: цель!

Казалось бы, разве может воробей или чайка тягаться с многотонной стальной крылатой махиной? На высотах 8-9 километров - нет. Птицы так высоко не забираются. Лайнер может столкнуться с ними только при взлете или посадке. Впрочем, по подсчетам специалистов, невинное крылатое создание весом меньше двух пачек соли наносит удар по машине, летящей со скоростью 700 км в час, втрое сильнее, чем снаряд

50-миллиметровой пушки. Птаха запросто может пробить обшивку фюзеляжа и крыльев, тем самым ухудшив аэродинамику самолета, попасть в двигатель и деформировать или оторвать лопатки ротора, повредить стекла кабины.

Для гражданских самолетов наиболее уязвимы:

  • двигатели - на них приходится 40% столкновений,
  • крылья - 33%, 
  • лобовое стекло кабины -16%,
  • фюзеляж - 7%.

Для военных самолетов статистика иная:

  • двигатели - 55%, 
  • фюзеляж - 11%, 
  • лобовое стекло - 10%,
  • крылья и рули - 14%.

Испытание на "птицестойкость"

Инженеры всего мира ломают головы над тем, как надежнее защитить самолеты от птиц. Или по крайней мере свести к минимуму возможные повреждения. Например, для остекления кабины современных самолетов конструкторы применяют гнутые органические стекла или толстые (до 20 мм) поликарбонатные пластины.

На специальных стендах самолеты испытывают на "птицестойкость". Как? Их обстреливают из пневмопушек... птичьими тушками. Причем для проверки на стойкость двигателя достаточно веса 680 граммов, а вот при испытаниях остекления нужна масса уже побольше - 1-1,8 кг. Согласно международным стандартам, продавать самолеты, не прошедшие такие испытания, не разрешается.

Ястреб в роли пугала

Жарким временем для аэропортов становится начало весенней миграции птиц. А самым опасным - лето: четверть всех столкновений приходится на июль. В это время численность популяций птиц, живущих в окрестностях аэродромов и на их территории, увеличивается за счет покидающих гнезда птенцов.

Парадоксально, но факт: федеральные авиационные власти практически не занимаются проблемой предотвращения столкновений самолетов с птицами. финансирования новых отечественных разработок в этой области нет с 1994 года.

- Скудные средства выделялись лишь в 2004 и 2005 годах - по 150 тысяч рублей в год, - рассказывает специалист по авиационной орнитологии Сергей Рыжов, научный сотрудник Государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте". - Аэропортам и авиакомпаниям приходится искать способы противодействия самим.

В Домодедове роль огородного пугала для птиц играют 11 ястребов-тетеревятников и сокол сапсан.

- Ястреб, враг всех птиц, живет в постоянно изменяющейся среде, и чтобы выжить, ему надо все время менять свое поведение. Это помогает ему привыкнуть и к новому раздражителю в виде самолета, - замечает Сергей Зиновьев, ведущий специалист по орнитологическому обеспечению полетов аэропорта Домодедово.

Из зеркала - по воробьям

Кроме того, в Домодедове для защиты самолетов от пернатых используются акустические установки с 20 динамиками, из которых раздаются крики бедствия различных птиц.

В аэропорту Шереметьево своя система отпугивания: это 12 стационарных и одна мобильная акустическая установки. Механические средства отпугивания птиц установлены вдоль взлетно-посадочных полос: это своеобразные карусели с наклеенными зеркалами. Под ветром они вращаются во все стороны, и многочисленные яркие вспышки "солнечных зайчиков" ослепляют птиц. Впрочем, аэродром защищается и пиротехническими средствами, включая устройства, имитирующие звук выстрела охотничьего оружия.

А вот аэропорту Внуково повезло: он расположился в стороне от маршрутов птичьей миграции.

Кто чаще идет на таран?

 Чайки  45%
 Дневные хищные птицы  12%
 Совы  10%
 Мелкие воробьиные  7%
 Кулики  7%
 Другие  19%

справка "РГ"

10 июля 2006 года чуть не погиб главком ВМФ Владимир Масорин, когда самолет, на котором он летел, столкнулся с птичьей стаей.

27 июля 2006 года из-за птиц на взлете разбился МиГ-29, принадлежащий пилотажной группе "Стрижи". Лишь мастерство летчиков, сумевших катапультироваться с высоты 50 метров, спасло им жизнь.

29 августа 2005 года самолет министра обороны ФРГ из-за повреждения турбины совершил вынужденную посадку в Узбекистане. Поломка произошла из-за столкновения с птицей.

9 июля 2004 года при взлете в аэропорту Внуково Як-42 авиакомпании "Газпромавиа" столкнулся со стаей голубей. Птицы попали в фюзеляж, крыло и левый двигатель. Самолет вынужден был совершить посадку. Ущерб составил 300 тыс. долларов.

2 октября 2004 г. в Казахстане "Боинг-757-200" после вылета из аэропорта города Атырау совершил вынужденную посадку из-за столкновения со стаей чаек.

Подписка на первое полугодие 2017 года
Спроси на своем избирательном участке