Официальный визит президента Чехии Вацлава Клауса в Россию давал Кремлю прекрасную возможность с глазу на глаз переговорить с руководством одной из восточноевропейских стран, в которой в будущем может появиться один из компонентов американской ПРО. Второй такой страной является Польша. Взаимный обмен мнениями предстоял непростой. Тем более что сам Клаус накануне приезда намекал на то, что предмета для разговора пока что нет - вокруг размещения только идут консультации, поэтому ему лично еще не на что даже повлиять. А уже после переговоров с Путиным оговорился, что у Чехии есть аргументы для такого размещения. Правда, на российского лидера они совсем не подействовали.
"Я ехал в Россию с двумя амбициями", - подчеркнул Вацлав Клаус. Первая заключалась в том, чтобы отделить вопрос ПРО от российско-чешских отношений. Это Клаусу удалось, да и российское руководство, по признанию Путина, не желает мешать все в одном котле. А вот вторая амбициозная цель успеха не возымела. Двухчасового общения, в ходе которого до Владимира Путина старались донести причины, по которым в Чехии мог бы находиться элемент американской ПРО, для этого оказалось мало. "Как видно по ответам президента Путина, это мне не удалось", - с долей горечи заявил Вацлав Клаус.
Сам чешский президент после встречи не очень охотно распространялся на эту тему. Он лишь ограничился заверением, что американская противоракетная оборона в Чехии никак не угрожает России.
А вот Владимир Путин возмущенно раскладывал по полочкам саму идею. Причем желание США поставить в Восточной Европе свою ПРО он сравнил со временами "холодной войны", когда Америка поставила в Западной Германии свои ракеты "Першинг".
"ПРО - это не просто противоракетная система, - заявил президент России. - Это часть американского ядерного стратегического комплекса". И впервые, подчеркнул Путин, ядерное вооружение Америки может появиться на территории Европы. "Для нас, для России, это все равно что размещение першингов, - подчеркнул Путин. - Угроза абсолютна одинаковая".
Если такие решения будут приняты, предупредил Владимир Путин, то Россия оставляет за собой право обеспечивать собственную безопасность. Учитывая, что российский лидер не угрожает прекращением экономических и гуманитарных контактов, то речь пойдет о военной составляющей. Накануне в своем Послании Федеральному Собранию он уже озвучил один вариант - мораторий на Договор об обычных вооруженных силах в Европе.
Все аргументы США и Европы Владимир Путин считает несостоятельными. Ни у террористов, ни у Ирана или Северной Кореи нет таких ракет, которые могли бы достичь Европы. "Мы вообще не видим никаких аргументов", - заявил Путин. Зато "накрыть" Россию эта ПРО очень даже сможет: "А вот российскую территорию до Урала и наш ракетно-ядерный потенциал она (ПРО. - Прим. "РГ") будет контролировать", - констатировал президент России.
"Нас не может не беспокоить то, что происходит в Европе с вооружениями", - вернулся глава государства к одному из тезисов своего Послания. Россия делает все, чтобы выполнять ДОВСЕ, и сократила вооружения и вооруженные силы в европейской части России. И в это же время НАТО намеревается открывать две новые военные базы в Болгарии и Румынии, а Америка поставить свои противоракеты в Чехии и Польше. "Получается, что Россия разоружается в одностороннем порядке, а наши партнеры заполняют европейскую территорию новыми вооружениями", - заявил Путин.
Правда, ни Европе, ни Чехии отдельно не стоит опасаться того, что конфликт вокруг американской ПРО может потянуть за собой проблемы в экономическом сотрудничестве. Россия останется надежным торгово-экономическим партнером, в том числе в топливно-энергетической сфере (70 процентов своих потребностей в газе Чехия покрывает с помощью России).