Наверное, для того чтобы играть столь разнопланово и демонстрировать такую безыскусную исполнительскую изощренность, надо было пройти именно такой путь, который выбрал для себя Джо Сатриани. Один из самых скоростных и техничных гитаристов мира он начинал, как и многие сверстники, с выступления в локальных школьных рок-группах. В начале 1970-х Джо был еще и длинноволосым вокалистом. Но быстро понял, что успехов в пении не добьется. Поэтому мудро решил сконцентрироваться на инструментальной гитарной музыке. Сатриани тянуло то в блюз, то в набирающий популярность хард-рок. А то- и в экспрессивные гитарные эксперименты в духе Джими Хендрикса.
Первый альбом он выпустил в 1986 году, в возрасте 32 лет - что для дебюта в роке - возраст непривычно солидный. Но музыкант не напрасно никуда не спешил - он много путешествовал по миру. И никогда не упускал возможности поучиться мастерству у более искушенных гитаристов. Ведь на Западе, увы, в отличие от России существует система мастер-классов. Там принято, что во время гастролей звездных групп: ради шефской помощи, симпатий музыкальной прессы, а то и для приработка лучшие гитаристы дают показательные уроки. Демонстрируют свои методы звукоизвлечения, не утаивают секретов тренировки пальцев, показывают все, что интересует юных гитаристов. В России подобные мастер-классы дают разве что Виктор Зинчук и Иван Смирнов...
Джо никогда не избегал возможности поучиться. А когда после альбомов Flying In A Blue Dream и Time Machine и сам стал мэтром, то с 1996 года начал проводить в Европе и США "ежегодные гитарные школы". В 2004 году Сатриани побывал и в Москве, давал уроки на своей любимой гитаре Ibanez в зале Центрального дома художника. А русские ученики показывали мэтру то, как исполняют и чувствуют его композиции. Кстати, на альбоме Satriani Live!, составленном как из известных, так и из недавних композиций, слышны новые ходы в аранжировках. Возможно, это тоже следствие мастер-классов, ведь любой настоящий педагог не только учит, но и учится у своих воспитанников...
Во время мастер-класса и позднее, на своем сайте, Сатриани заверял, что не прочь приехать в Москву в рамках полноценного стадионного концерта. Странно, но пока, похоже, таких предложений супергитаристу не поступало. Хотя о том, как ценят в России настоящий рок, ему не раз говорил Ян Гиллан, выступавший в нашей стране и сольно и с Deep Purple. Сатриани, кстати, тоже работал в этой группе - после окончательного ухода Ричи Блэкмора.
Но самостоятельная карьера всегда влекла Сатриани больше, нежели даже денежная работа в культовых рок-составах. Последний альбом фундаментально подтвердил правильность ориентации гитариста именно на сольную карьеру. Большая часть композиций Sanriani Live! выполнена в лучших традициях хард-рок мейнстрима. И, слушая его пространные соло, мощные риффы и затейливую инструментальную вязь, регулярно предчувствуешь: "Ну, вот, похоже, сейчас запоет Ян Гиллан, а вот эта вещь сделана в духе Whitesnake, когда же у микрофона окажется неукротимый Дэвид Ковердэйл?!" Но потом понимаешь, что без вокала все эти композиции слушаются даже более мощно, сочно и драматично. Джо Сатриани в очередной раз доказать рок-эстетам: если так умеешь играть на гитаре, то и никакой вокал в композициях уже не нужен!