04.05.2007 01:30
Поделиться

Военная авиация поднимает на крыло гражданскую

Боевое авиастроение в России как было, так и осталось на достаточно высоком уровне.

Помимо истребителя пятого поколения, работы над которым идут очень активно, за последние годы у нас созданы две новые, можно сказать, супермашины - МиГ35 и Су-35. По мнению ведущих авиационных специалистов, противостоять им могут только машины того самого пятого поколения.

Не менее интересный проект рождается в гражданском секторе - региональный пассажирский самолет "СуперДжет-100". При проектировании авиалайнера были выбраны абсолютно новые подходы буквально во всем. Сформировали предприятие "Гражданские Самолеты Сухого", которое взяло на себя функцию и управляющей компании, и конструкторского бюро. Новая машина сразу стала создаваться в цифровом формате. Вокруг проекта сформировалась сильная международной кооперация. Уже на стадии проектирования удалось провести серьезную маркетинговую работу и заключить контракты на продажу десятков будущих машин. И это, пожалуй, самое главное. Раньше у нас сначала машину строили, а потом думали, кому ее продать.

Генконструктор и гендиректор холдинга "Сухой" Михаил Погосян рассказал корреспонденту "РГ", как он оценивает возможности продвижения своего мирного детища: "По нашим прогнозам, есть хорошие перспективы продвижения на рынок, в том числе международный, регионального самолета "Супер Джет-100". Программа создания пассажирского самолета реализуется успешно, в этом году начнутся летные испытания лайнера".

Однако, по мнению правительства, одно КБ и завязанные на него серийные заводы накопившиеся проблемы всего российского авиастроения не решат. Поэтому-то и было принято решение о создании ОАК.

План корпорации по выпуску гражданских лайнеров на ближайшие годы впечатляет. В период с 2008 по 2012 год предстоит поставить на крыло 15 самолетов Ил-96, 84 Ту-204/214. Самые масштабные перспективы у самолетов "СуперДжет-100" и Ту-334 (еще одной новинки авиапрома) - построят 236 таких машин. Кроме того, будет выпущено 96 российско-украинских Ан-148.

План производства новейших боевых машин носит закрытый характер. Однако известно, что упор будет сделан на истребительную авиацию. Производство Су-35 в ближайшее время начнется в Комсомольске-на-Амуре. ВВС сейчас выбирают оптимальный облик нового МиГа-35, который станет лучшим в мире легким истребителем.

Мы привыкли считать, что отечественный авиапром в каком-то безнадежном упадке, а ведь желающих разрабатывать совместные с российскими конструкторами и промышленниками проекты более чем достаточно.

Как сказал в своем Послании Владимир Путин, руководству ОАК "необходимо уже в этом году определиться с выбором международного партнера для взаимовыгодной кооперации".

Президент ОАК Алексей Федоров так прокомментировал "РГ" перспективы этого партнерства:

- Мы планируем поддерживать сотрудничество и с EADS, и с Boeing. Сотрудничество с EADS логично, так как Россия, хотя и не входит в Евросоюз, является частью Европы. EADS, кстати, давно заявляла о планах иметь долю в капитале ОАК. Думаю, что с зарубежными партнерами Объединенной авиастроительной корпорации мы определимся в ближайшие месяцы.

Досье "РГ"

Семейство "СуперДжет-100"

Вместимость 60-110 пассажиров.
Двигатели - российско-французский SaM146 тягой 7945 кгс.
Дальность полета - 4500 км.
Отличительная черта конструкции самолета - защита кабины экипажа бронированной переборкой. Она выдержит удар пистолетной пули самого крупного калибра и взрыв ручной гранаты.

Истребитель Су-35

Отличительные черты:
атака целей без входа в зону ПВО;
маловысотный полет с огибанием рельефа местности;
противодействие радиоэлектронным и оптикоэлектронным средствам обнаружения;
автоматизация всех этапов полета и боевого применения.

Истребитель МиГ-35

На истребителе может устанавливаться двигатель с управляемым вектором тяги.
Характеристики самолета сравнимы с характеристиками Су-35. Однако значительно меньший вес обеспечивает большую маневренность и дальность полета.