05.05.2007 00:00
    Поделиться

    Михаил Маргелов: Суд по правам человека следует уважать

    Скажем, не ратифицирует Россия Европейскую Энергетическую хартию, значит - не разделяет и европейские ценности. Хотя хартия эта, среди прочего, преследует чистый коммерческий интерес - доступ к российским трубопроводам. Досадно, что порой мы этот "ценностный щит" наших партнеров сами укрепляем.

    Россия - европейская страна. Об этом в очередной раз напомнил недавно президент Путин по случаю пятидесятилетия Римского договора. Наши ценности не противоположны тем, что исповедуют народы к западу от российских границ. Притом что близость и общность ценностей не означают полного совпадения интересов, например, с Евросоюзом. И Россия отстаивает свои интересы, как это и положено, жестко. Но надо ли эту жесткость из поля интересов по инерции переносить в ценностное поле?

    В мае 2005 года в Варшаве прошел Третий саммит государств - членов Совета Европы. Участники единодушно обязались ратифицировать протокол N 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это протокол о давно назревшей реформе Европейского суда по правам человека. Россия там же в Варшаве согласилась ратифицировать протокол. А Государственная Дума не стала это делать. В результате Россия оказалась единственной среди членов Совета Европы страной, которая не ратифицировала протокол N 14 о реформе Европейского суда. Как ранее и протокол номер шесть об отмене смертной казни в мирное время. Какой ущерб интересам России видят депутаты Госдумы в этих протоколах, остается загадкой.

    Могу понять сомнения по поводу отмены смертной казни. Для этого требуется политическая воля, поскольку, судя по опросам, большинство населения страны против этого. Кстати, точно таким было общественное мнение во всех многочисленных государствах, где отменяли смертную казнь. Всюду власти пришлось идти, вообще говоря, против воли избирателей. Но мотивы, по которым наши депутаты не ратифицировали протокол о реформе Европейского суда, пониманию не поддаются.

    Никакой измены избирателям эта ратификация не таит, даже - напротив. Граждане и России, и других стран Европы обращаются в Европейский суд, не найдя правосудия в национальных судах. Судебные ошибки, связанные с соблюдением прав человека, случаются по всей Европе. И в Страсбург поступает так много заявлений, что Европейский суд с ними не справляется. Дела там зависают на много лет. Сегодня в Страсбурге скопилось почти девяносто тысяч жалоб.

    Поскольку Европейский суд мотивирует свои решения Конвенцией о защите прав человека и основных свобод- он важнейший институт Совета Европы. Приговор этого суда означает, что в Италии, Германии или России права человека нарушены. Стране-нарушителю следует кара - она должна выдать, например, денежную компенсацию потерпевшему. И Совет Европы стремится повысить производительность труда своего "карающего" за несоблюдение прав человека органа. Это стремление и вызвало к жизни протокол N 14.

    В нем речь идет об улучшении процедуры приема жалоб, о новом институте докладчиков, об усилении контроля над деятельностью этого суда. Положения протокола долго и тщательно обсуждались с участием российских специалистов. Полагали, что реформа обойдется дорого, но сумели сэкономить - суд согласился назначать докладчиками своих аппаратчиков, не увеличивая штата. Спорные пункты исключали, например, новую процедуру, по которой определяется приемлемость жалоб, и т.д. Было, наконец, решено, что для частичной реформы Европейского суда намеченных мероприятий достаточно. Хотя на самом деле требуется долгосрочная стратегия вывода этого института из очень глубокого кризиса.

    Россия, вступив в Совет Европы, взяла на себя ряд добровольных обязательств. Среди них значится участие в приоритетных проектах организации. А реформа Европейского суда по правам человека - что ни на есть приоритетный проект Совета Европы. Кроме того, отвергнутый протокол N 14 предусматривает только самое начало реформ Страсбургского суда. Следовательно, не ратифицировав протокол, Россия губит эти реформы в зародыше. При этом мы на ровном месте ухитряемся противопоставить себя всем членам Совета Европы. А это затруднит нам отстаивание действительно существенных интересов в этой организации. Потому что нератификация протоколов - непобиваемый козырь в руках именно тех, кто пытается разговаривать с нами через эти самые "ценностные барьеры".

    Российская делегация в ПАСЕ выступает за ратификацию четырнадцатого протокола. Потому что положения его никаких интересов нашей страны ни в коей степени не ущемляют. В том числе и напугавший Государственную Думу пункт о единоличном решении одного судьи вместо трех, как сегодня, принять или отклонить жалобу. Отказ Государственной Думы ратифицировать четырнадцатый протокол и тем самым блокировать реформу Европейского суда, мягко говоря, непрактичен.

    Поделиться