05.05.2007 00:00
    Поделиться

    Европейская театральная премия дает сбои

    Дело в том, что одним из ее основных правил является личное присутствие лауреата. Даже если это присутствие обременительно для загруженных работой режиссеров, оно как минимум приятно и доходно. Во-первых, главный приз, как мы уже рассказывали, составляет 60 тысяч евро, а премия "Новая театральная реальность", присуждаемая с 1990 года, - 20 (кстати, придумали ее и вручили для нашего соотечественника Анатолия Васильева, поразившего тогда европейский мир серией своих проектов). Во-вторых, каждый лауреат становится объектом серьезного анализа. О них говорят самые крупные специалисты, коллеги, актеры. Наконец, в присутствии сотен театральных деятелей Европы лауреат дает интервью, так или иначе становящееся историей премии и европейской сцены.

    Так вот, в прошлом году "новая театральная реальность" в лице Оскараса Коршуноваса вовсе на церемонию не явилась. Приз остался "дома". В нынешнем году получать премию отказался ее главный лауреат, выдающийся немецкий режиссер Петер Цадек. Накануне церемонии он прислал письмо, в котором сообщал, что у него много дел, он очень занят и приехать не сможет.

    В Салониках симпозиум назывался "Кому нужны театральные премии?"

    Цадек не явился, вызвав бурное возмущение европейской театральной компании и организаторов премии, и весь день, предназначенный для него, с удовольствием был отдан творчеству еще одного обладателя главного приза, знаменитого канадского режиссера Робера Лепажа.

    Выходец из Квебека Лепаж давно работает в Европе, его интернациональная труппа разбросана по многим городам. Но в 1994 году он смог наконец основать собственную мультидисциплинарную компанию Ex Machina, где и стал заниматься своими необычными исследованиями в области приручения новых технологий. В его театре зеркала, рефлекторы, голограммы и компьютерные инсталляции становятся частью представления, в которое могут включаться все виды искусств - куклы, опера, театр объектов, кино, рок-шоу.

    "Визионер из Квебека" - так назвали канадские кураторы посвященный ему симпозиум. А мы еще расскажем о нем подробнее, потому что Лепаж станет гостем Московского международного театрального фестиваля им. Чехова нынешним летом.

    Алвис Херманис и Биельяна Срблянович, названные "новой театральной реальностью", также были подробно представлены в Салониках. Югославский драматический театр привез спектакль Деяна Мияча "Локусты" по новой пьесе Срблянович, хорошо известной у нас по спектаклю в "Современнике" "Мамапапасынсобака", а латвийский режиссер Алвис Херманис показал два своих спектакля. Один из них уже дважды гастролировал в Москве - это "Долгая жизнь", названная лучшим зарубежным спектаклем на "Золотой маске". Второй - "Отцы" - еще только создается совместно с берлинским фестивалем "Фестшпиле". В нем три актера - немец, латыш и русский - рассказывают на немецком языке о своих отцах. Спектакль построен на том, что с каждым новым рассказом об отце каждый из актеров с помощью гримера стареет на глазах, приобретая черты своих отцов.

    Церемония награждения состоялась 29 апреля на сцене Королевского театра в Салониках. В каком из европейских городов будет проведена XII церемония вручения европейской театральной премии, пока неизвестно. Но очевидно то, что с каждым годом находить кандидатов и вручать премию становится все трудней. Не случайно открывавший встречи в Салониках симпозиум назывался "Кому нужны театральные премии?". И хотя собравшиеся постановили, что премии необходимы, хотя бы для поддержки престижа театра в современном мире, вопрос прозвучал с явной тревогой.

    Поделиться