Как стало известно "РГ", депутатам Госдумы в ближайшее время предстоит рассмотреть законопроекты "О морских портах в Российской Федерации" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон".
Напомним, что о развитии портового хозяйства президент страны говорил в своем Послании Федеральному Собранию. Сегодня в России действует 62 морских торговых порта. В то же время немалая часть угля, руды, минеральных удобрений, нефтепродуктов пока идет через зарубежные порты стран Балтии и Украины. К тому же мощности во многих портах подошли к пределу своих возможностей. А существующие специализированные и универсальные портовые комплексы, построенные более сорока лет назад, не отвечают современным требованиям. В то же время потенциал портового хозяйства, водных и морских путей значительно опережает другие транспортные отрасли. Например, более 400 тысяч единиц автотранспорта перевозят столько груза, сколько могут взять на борт лишь 12,5 тысячи судов.
"Хочу напомнить, что Послание 2007 года - не первое, где президент обозначил проблему морских портов в России, - говорит председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгений Федоров. - Еще в 2004 году президент отмечал: "Неразвитая дорожная и портовая инфраструктура уже сейчас стала тормозом для экспорта, поскольку не в состоянии справиться с возрастающим объемом грузов". Однако за все это время никакой реакции со стороны исполнительной власти не последовало. У депутатов, откровенно говоря, сдали нервы. Они устали ждать и подготовили свои законопроекты. И внесли их 15 марта 2007 года - то есть более чем на месяц раньше, чем правительство. Считаю позитивным тот момент, что мы сыграли на опережение.
Если говорить более конкретно, тексты депутатского и правительственного законопроектов по портовым зонам очень близки и отличаются лишь незначительными нюансами. А вот законопроекты по портам отличаются весьма существенно. И, на мой взгляд, депутатский текст лучше. Он более качественный, с его помощью проще решить поставленные задачи. Он представляет больше возможностей для облегчения работы в портах, упрощает процедуру прохождения грузов. В нем содержатся некоторые статьи, касающиеся льгот, утерянные в процессе согласования из правительственного законопроекта.
Депутаты планировали рассмотреть свои законопроекты по портам и портовым зонам и принять их в первом чтении уже к середине мая. Однако в связи с тем, что правительство подало свой законопроект, сработала статья регламента Госдумы об альтернативности этих законопроектов. Так что их рассмотрение отсрочено недели на две".
Но главное, что лед тронулся. И есть из чего выбирать, что дополнять, исправлять и совершенствовать. Проблему начнут решать на законодательном уровне, а это дает надежду, что вопросы развития портового хозяйства в ближайшие годы сдвинутся с мертвой точки.