Не дожидаясь, пока кабинет министров не спеша поработает над Посланием и сформулирует свои предложения, президент Владимир Путин вчера на традиционном совещании в Кремле решил поторопить правительство и потребовал от премьер-министра Михаила Фрадкова в кратчайшие сроки создать фонд для капитального ремонта жилья и расселения аварийных домов.
На самом деле кабинет Михаила Фрадкова до 17 мая должен был получить от министерств и ведомств предложения по реализации основных идей Послания. После чего до 24 мая министр экономического развития и торговли Герман Греф должен был разработать и представить комплексный план по выполнению Послания президента. Но президент, как и в случае с бюджетом, опять изменил планы правительства. Мало того, что финансово-экономический блок так и не успел отойти от финансового шока, вызванного Посланием, которое "обошлось" в общей сложности в 800 миллиардов дополнительных расходов, так еще и фонд в объеме не менее 250 миллиардов рублей надо создать в беспрецедентно короткие сроки. На программу переселения граждан из аварийного жилья предполагается выделить не менее 100 миллиардов, что в 20 раз больше, чем в предыдущие годы. На ремонт жилищного фонда - не менее 150 миллиардов рублей. "Ранее из федерального бюджета мы на эти цели вообще не выделяли средств", - напомнил тогда Путин.
- Если быстро не создадим соответствующих структур, у нас в конце этого - начале следующего годов возникнут технологические бюджетные проблемы, - предупредил президент премьер-министра.
Поэтому и попросил "сделать это как можно быстрее". Отвечать за это тоже есть кому. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев, которому досталось кураторство жилищно-коммунальной реформы, и министр регионального развития Владимир Яковлев, который хоть и ведет этот комплекс, но как-то безрезультатно, должны в ближайшее время, теперь уже по президентскому поручению, не только как можно быстрее поспособствовать созданию фонда, но и выработать механизм.
Правда, подобное "транжирство" эксперты оценивают по-разному. С одной стороны, это резкое увеличение государственных расходов, которое чревато инфляцией. С другой - это все же долгосрочные инвестиции. Но как бы то ни было, злые языки считают, что об однозначных цифрах инфляции придется забыть как минимум на два-три года.
Однако о росте цен вчера, как это ни удивительно, но президент не стал расспрашивать главного экономиста. Может, потому что инфляция в апреле составила 0,6 процента против 0,4 процента в апреле 2006 года. Это был первый месяц в этом году, когда рост цен превысил показатель соответствующего месяца прошлого года, и особо радоваться нечему.
Путин потребовал без задержек создавать Банк развития, поскольку средств "наметили немало, чтобы через этот Банк развивать инфраструктуру и решать некоторые другие проблемы".
После того как на прошлой неделе Совет Федерации при одном голосе против все же одобрил закон о создании Банка, правительство начало готовить пакет постановлений по реорганизации существующих банковских учреждений и созданию уже государственной корпорации Банка развития с тем, чтобы в конце года структура могла функционировать.
Как утверждал Герман Греф, она создается для повышения конкурентоспособности экономики, ее диверсификации, стимулирования инвестиционной деятельности на основе Внешэкономбанка, Росэксимбанка и Российского банка развития. Официальное название - "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)". Его председатель назначается и освобождается президентом по представлению премьер-министра. Правда, не обошлось в деле создания новой структуры и без скользкой ситуации. Перед третьим чтением в Госдуме в закон была внесена поправка. В обход премьера Фрадкова и в его отсутствие вице-премьер Александр Жуков внес поправку, которая разрешила банку "страховать экспортные кредиты от коммерческих и политических рисков". Но скандал развития не получил, поскольку Фрадков, по сути, согласился с тем, что Банк развития может страховать политические риски.
Банк развития будет создан за счет госимущества и полностью контролироваться государством. Его уставной капитал формируется в размере не менее 70 миллиардов рублей и может быть увеличен по решению правительства на основе дополнительного имущественного взноса или за счет своей прибыли. При этом Банк не имеет права привлекать во вклады денежные средства физических лиц.
Что же касается руководящего состава, то на Краснопресненской набережной придерживаются мнения, что он должен быть прогосударственным и уж точно с большой зарплатой, как, например, в "Газпроме". "Тогда все получится", - уверен высокопоставленный правительственный чиновник. В кабинете министров не исключают, что возглавить эту структуру мог бы и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Хотя, возможно, что и сам бы премьер-министр вполне мог поменять свое кресло в Белом доме на кресло в Банке развития.
Ни одному из первых вице-премьеров этот пост не прочат. Да у них и своих экспериментов хватает. "Специально" для Дмитрия Медведева правительство выпустило два постановления, направленных на поддержку жилищного строительства в стране, которые предусматривают субсидии под строительство как малоэтажного, так и многоквартирного жилья. Одно из них "касается экспериментальных инвестиционных проектов комплексной застройки территорий". Речь идет о проектах, предусматривающих строительство как минимум одного миллиона квадратных метров жилья. "Это, по сути, новые города", - отметил первый вице-премьер. Для реализации этих проектов предусмотрен "ряд новых мер поддержки, среди которых субсидии и гарантии". Главное условие реализации этих проектов - "наличие обязательств о строительстве вокруг жилья социальной инфраструктуры - школ, больниц, поликлиник, чтобы изначально строились полноценные микрорайоны, города". Второй правительственный документ, отметил Медведев, предусматривает субсидии на обеспечение автодорогами районов малоэтажной и многоквартирной застройки. Они будут составлять до 70 процентов от общей суммы по малоэтажному строительству и до 60 процентов - по многоквартирному. "Дороги - это то, что необходимо для развития микрорайонов", - пояснил первый вице-премьер.
"Пробивать дорогу в жизнь", как заметил глава МИД Сергей Лавров, начала озвученная президентом России инициатива о необходимости многосторонних форумов по Ближнему Востоку и по Ираку, что доказали два мероприятия, проведенные в Египте: международная конференция по Ираку и встреча ближневосточного "квартета" с министрами стран - членов Лиги Арабских государств. Правда, произошло это лишь через 2,5 года после ее объявления. Тем не менее в декларации, принятой по итогам конференции, зафиксирована "необходимость определиться, когда можно будет выводить иностранные войска из Ирака". И хотя точная дата не называется, актуальность этой темы для обеспечения безопасности, четко зафиксирована.
"Необходимо обеспечить именно такой исход кризиса, чтобы выйти на настоящее национальное примирение в стране и не допустить ее раскола", - заметил глава МИД. На встрече же "четверки" международных посредников по Ближнему Востоку с министрами рабочей группы Лиги Арабских государств обсуждалась арабская мирная инициатива о создании условий по выполнению решений ООН о полном освобождении оккупированных территорий и признании всеми арабскими государствами Израиля, чтобы он мог жить в мире и безопасности со своими соседями. Окончательное урегулирование подразумевает выполнение всех решений ООН, ведь помимо территорий есть и проблема возвращения беженцев и определения статуса Иерусалима с учетом того, что там находятся святыни всех основных религий.