Речь идет, повторимся, не о естественных количественных "допусках" прогноза и столь же естественной изменчивости конъюнктуры мировых рынков, зависимости от цен на нефть. Если официально признаться, что нужна новая модель роста, то почему минимум на три года законсервированы бюджетная и налоговая реформы, которые сейчас никак не стимулируют ни малый и средний бизнес, ни инновации, ни региональное развитие? Притом что основательно "зависли" и реформа ЖКХ, и реформа местного самоуправления. Почему в семи основных приоритетах социально-экономического развития России в 2007-2010 годах нет и намека на то, какими конкретными механизмами и мерами они должны достигаться? То есть ЧТО надо делать сказано, а вот КАК - извольте. Кстати, еще в прошлом году минэкономразвития разработало неплохой и вполне конкретный план мероприятий по поддержке промышленности. Он мог бы стать основой полноценной промышленной политики. Но, возможно, этот план уже приносит какие-то резутьтаты? И будет ли по нему кто-то и когда-нибудь отчитываться?
Наконец, по странному стечению обстоятельств раздел о факторах экономического роста читается скорее как раздел о тех реально непреодолимых барьерах, которые будут его в ближайшие годы тормозить. Здесь и энергетические и инфраструктурные ограничения, и исчерпание технологических заделов, и невозможность наращивания энергосырьевого экспорта, и неконкурентоспособность готовых технических изделий, и проблемы с инженерно-конструкторскими кадрами, и много кой-чего еще. Говорить с таким "багажом" даже об улучшении структуры экспорта и эффективности импорта было бы странно. А ведь целью поставлена "новая экономическая модель", то есть новые идеология и правила игры бизнеса, административная реформа и менталитет чиновничества, процедуры и практика решений конфликтов, судебная защита прав собственности.
"Запрятанный" пессимизм
Неудивителен и итоговый, "запрятанный" между строк и в конец документа пессимизм авторов "улучшенного" прогноза ведомства Грефа.
Во-первых, говорится в документе, в 2009-2010 годах из-за сокращения прироста валютных резервов может возникнуть недостаток ликвидности в экономике. Для его преодоления необходима активизация рефинансирования банков со стороны Банка России, а также смягчение бюджетной политики по сравнению с предшествующим периодом. Позиция Центробанка двойственна. С одной стороны - планируется на этот период рефинансирование банков на 700-900 миллиардов рублей. С другой - ориентиры прироста денежной массы уменьшены с 32-34 процентов в 2007 году до 17-19 процентов в 2010-м. Но уже сейчас денежная масса растет годовым темпом 52,7 процента прироста против 48,8 процента прошлогодних. Эксперты минэкономразвития рассчитывают на замедление скорости обращения денег и рост насыщенности экономики деньгами с 28,1 процента ВВП в 2006 году до 44-46 процента в 2010 году. На чем основаны эти предположения, если ожидается кризис ликвидности и активное рефинансирование банков, неизвестно. Дело в том, что скорость обращения денег считается в России скорее статистическим показателем того, что рост номинального ВВП и в оценках, и в прогнозе до 2010 года серьезно занижен. Настоящая же инфляция гораздо выше "кабинетного" индекса потребительских цен. Сбить ее можно только действительно жесткими денежными ограничениями. Но это почти гарантированный экономический спад. Между тем минфин, как уже говорилось, угрожает бюджетным дефицитом, и "смягчать" политику ему будет решительно некуда.
Отпущенные тарифы
Во-вторых, темпы роста цен на основные товары естественных монополий в 2008-2010 годах будут более высокими, чем в 2004-2007 годах. Рост тарифов в 2-4 раза превысит инфляцию. Каким образом подъем издержек не вызовет роста цен, остается загадкой. И как в таких условиях удастся добиться феноменального роста импортозамещения покрытия внутреннего спроса с 53 процентов в 2006 году до 26 процентов в 2010 году? Ведь это качественный рывок конкурентоспособности и диверсификации экономики.
Между тем резюме умеренно-оптимистического варианта прогноза не дает никаких оснований для таких надежд: "Вместе с тем и в рамках второго варианта масштабы диверсификации экономики оказываются незначительными, и общего ускорения промышленного роста не происходит. В зоне риска утраты конкурентоспособности и низких темпов роста по-прежнему остаются в производстве отечественных легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники, станкостроении". Все будет хорошо, но останется по-прежнему. Дальнейшие комментарии, как говорится, излишни.