Сокращение материального расслоения населения - главная задача на ближайшее десятилетие

Итоги первого квартала этого года порадуют любого макроэкономиста: и ВВП, и даже промышленное производство выросли неожиданно намного больше по сравнению с этим же периодом прошлого года. Вроде бы все нормально и с социалкой: зарплата перевалила за 12 тысяч рублей в месяц, не отстает и рост доходов. Но, не подвергая сомнению действительно полученный позитивный результат, все же обратим внимание на ряд тревожных моментов.

Росстат отметил, что продолжает, пусть и медленно, увеличиваться социальное расслоение. Казалось бы, такого быть не должно на фоне экономических успехов. Получается, что его плоды - в виде собираемых налогов и выплачиваемых зарплат - лишь очень тонким ручейком доходят до значительной части населения. Я имею в виду 15 миллионов бюджетников (врачи, учителя, работники науки и культуры), людей, занятых в аграрном секторе, легкой и текстильной промышленности, во многих секторах нашего машиностроения, а также почти 40 миллионов пенсионеров и инвалидов. Кстати, именно в семьях этих групп населения концентрируются детская бедность и неблагополучие.

Если говорить о бюджетниках, то здесь, казалось бы, нет никакой проблемы - ведь работодателем, платящим деньги, является государство, у которого со средствами сейчас все в порядке. Однако в проекте трехлетнего бюджета, только что внесенного в Государственную Думу, в данном случае речь идет только о компенсации прогнозируемой инфляции - и не более того. Тем самым зарплата бюджетников к 2010 году не только не приблизится к среднему уровню по стране, но и еще более от него отстанет. Может быть, наконец пора начать широкое общественное обсуждение вопроса по существу. Здесь я вижу три главные темы. Первая - как увязать результаты труда в бюджетной сфере с ее результатами и возможно ли это в принципе. Вторая - как повлияет реализация недавно принятого Закона "Об автономных учреждениях" на материальное положение работников образования и культуры. И третья - как регионам и муниципалитетам найти средства, необходимые для обеспечения достойной и заслуженной оплаты труда в подведомственных им социальных учреждениях.

Что-то нам надо делать и с зарплатами в депрессивных отраслях и регионах. Но было бы опасным популизмом обещать их повышение без увязки с экономическими реалиями. Так же неприемлемо и закрывать глаза на сложившуюся ситуацию, полагаясь на то, что "невидимая рука рынка" рано или поздно всё поправит. Ожидать этого чудесного решения можно очень долго (что, собственно, и происходит). И все это время сохраняются очаги социального неблагополучия, маргинализируются конкретные люди (то есть выпадают из своей социальной среды).

Очевидно, что надо, наконец, определиться не только с паровозами экономического роста (например, глубокая переработка сырья, транспортный транзит, нанотехнологии), но и с судьбой "отцепленных вагонов". Может быть, правительству тут будет уместно вспомнить слова из недавнего Послания президента о том, что развитие малого и среднего бизнеса поможет преодолеть бедность. А проблем тут - выше крыши. Это и трудности с получением кредита на открытие собственного дела, и недоступные из-за задранной арендной платы офисные помещения, и, конечно, коррупция. Сейчас много говорят о необходимости оценивать работу губернаторов по объективным критериям. Одним из важнейших из них могло бы стать создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (объем произведенной продукции, численность занятых, доступность кредитов и помещений, количество жалоб, самочувствие бизнеса, определяемое по независимым опросам и т.д.).

Не менее важно и то, как сработают в данной ситуации центры занятости, переданные с 1 января этого года в ведение регионов. На их базе необходимо резко расширить курсы повышения квалификации, переподготовки, получения навыков открытия собственного дела. Это пригодится не только людям трудоспособного возраста, но и тем, кто только-только вышел на пенсию и хотел бы продолжать работать на престижных и высокооплачиваемых должностях. И не нужно ждать, когда желающие объявятся сами. Местные власти вместе с работодателями должны проявить инициативу и дойти до каждого, кто потенциально способен на жизненный и карьерный рывок из бедности.

А что нам делать с бедностью тех, кто уже не может работать? Здесь тоже масса задач, которые стоило бы решить.

Обещанное повышение средней пенсии за 2007-2009 годы не менее чем на 65 процентов можно было бы дополнить специальными программами, обеспечивающими бесплатный уход на дому за теми, кто в этом нуждается, и дополнительной медицинской помощью. Деньги на это можно найти, например, в тех процентах, которые набегают от размещения наших нефтегазовых сверхдоходов в зарубежных ценных бумагах. Все эти новации должны в полном объеме касаться и инвалидов.

Сейчас соотношение между средними доходами 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных наших граждан достигло, по данным Росстата, 15,3:1. На самом деле с досчетом на неофициально полученные доходы это соотношение намного больше - не менее чем 25:1. С такими цифрами мы не сможем обеспечить долговременный экономический рост - ведь он возможен, только если практически все трудоспособное население вовлечено в производство, занимая при этом эффективные (т.е. выпускающие конкурентоспособные товары или услуги) рабочие места. Тогда исчезнет проблема массовых низких зарплат, только плодящих бедность, и появится возможность за счет собранных налогов обеспечить пристойную жизнь тем, кто находится на общественном иждивении.

Последние несколько лет правительство занимается внедрением системы бюджетирования, ориентированного на результат. Это очень непростая работа, там много спорных моментов. Но нынешний момент, когда нам надо во что бы то ни стало переломить негативную тенденцию к росту имущественного расслоения, выдвигает на первый план очень простой показатель, характеризующий деятельность исполнительной власти. Это динамика упомянутого выше соотношения доходов между наиболее и наименее обеспеченными нашими соотечественниками.

Все планируемые статьи федерального и региональных бюджетов надо рассматривать только через призму того, насколько произведенные из них расходы способны уменьшить этот показатель. В перспективе двух-трех ближайших лет было бы успехом хотя бы остановить имеющуюся негативную динамику, а затем и устремиться к социально справедливому оптимуму. Для России, как страны, стремящейся следовать лучшим европейским практикам, по оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, это было бы 10:1. Достижение этой цели, пожалуй, самая главная задача государства и общества на предстоящее десятилетие.