За комментариями по поводу этой амурской истории "РГ" обратилась к депутату Госдумы от Амурской области Константину Шипунову, инициировавшему ряд депутатских запросов в отношении Короткова в Генпрокуратуру.
Российская газета | Константин Борисович, каково ваше мнение по поводу происходящего?
Константин Шипунов | Полагаю, что у прокурора Амурской области Владимира Чистова были все основания для возбуждения в отношении губернатора уголовных дел. Чаще всего фамилию амурского губернатора вспоминают в связи со вскрывшейся скандальной историей вокруг финансирования местного футбольного клуба "Амур". В 2003-2006 годах для потребителей был установлен тариф на электроэнергию, в который были заложены затраты на содержание футбольного клуба "Амур" в размере 41 миллиона рублей. Кроме того, Коротков приобрел дорожную технику и два легковых автомобиля у компании "Торгфинанс" на 40 миллионов рублей, что значительно превысило рыночную стоимость автомашин. Также из областного бюджета некоему ООО "Прииск Дамбуки" было выделено 16 миллионов рублей в счет погашения кредитной задолженности. Однако 53,3 процента акций этой компании не поступили в собственность Амурской области. В целом же из-за противоправных действий Короткова бюджету Амурской области причинен ущерб в размере 123 миллионов рублей.
Еще прошлой осенью я направил несколько депутатских запросов на имя заместителя Генпрокурора Юрия Гулягина, в которых изложил известные мне факты противоправной деятельности амурского губернатора.
РГ | Можете пояснить, в чем их суть?
Шипунов | В апреле 2003 года в Благовещенске было зарегистрировано ООО "Дальневосточный уголь", созданное единственным учредителем - Александром Миговым. С первых же дней это ООО стало крупнейшим в регионе поставщиком твердого топлива за счет средств областного и местных бюджетов в порядке централизованной закупки. Причем в нарушение закона ООО "Дальневосточный уголь" выпадало осваивать немалые бюджетные средства либо вообще вне конкурса, либо при вопиющем несоблюдении тендерных условий. К этому приложил руку губернатор Коротков. Так, например, его постановлением Департаменту ЖКХ предписывалось произвести дополнительную закупку бурого угля по договору с ООО "Дальневосточный уголь" в объеме 149 тысяч тонн без проведения конкурса. Этот случай не единичный. Речь идет о сотнях миллионов незаконно потраченных бюджетных рублей.
Или взять историю со схемами зачетов по налогам, которые появились на основании изданных губернатором Коротковым незаконных актов. Наберется целый список коммерческих структур, удостоившихся преференций от областного главы в обход закона. В итоге бюджету региона был нанесен немалый ущерб. Из-за незаконных зачетов область недосчиталась около 100 миллионов рублей в виде не поступивших налогов. По ним же не взысканы пени еще на 80 миллионов рублей.
РГ | А реагировали ли раньше контролирующие органы на факты нарушений?
Шипунов | Могу привести такой пример. 13 января 2005 года прокурор Амурской области опротестовал распоряжение губернатора Короткова от 20 сентября 2001 года о закупке медоборудования без проведения тендера. Согласно этому и последующим губернаторским распоряжениям 350 миллионов бюджетных рублей были незаконно использованы на закупку оборудования, инвентаря и медикаментов в основном для медучреждений, подведомственных Забайкальской железной дороге. При этом все остальные больницы фактически лишились дополнительного финансирования на эту сумму. В том же 2001 году губернатором Коротковым было издано распоряжение о вхождении Фонда имущества Амурской области в состав участников ООО "Компания "Дальвостуглесбыт". Уставный капитал коммерческой структуры пополнился за счет средств регионального бюджета 50 миллионами рублей. Это прямо противоречит Бюджетному кодексу РФ, где говорится, что расходы регионального бюджета на инвестиционную деятельность осуществляются исключительно в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Но в тот период областной бюджет был утвержден и исполнялся с дефицитом. Более того, в ноябре-декабре 2001 года администрация Амурской области была вынуждена брать кредит в банковских учреждениях на сумму 20 миллионов рублей под 25 процентов годовых.
Неудивительно, что при последующей проверке Счетной палатой и прокуратурой были выявлены серьезные должностные нарушения со стороны губернатора и его подчиненных.
РГ | А как живет и развивается сегодня Амурская область в сравнении с другими российскими регионами?
Шипунов | По основным показателям социально- экономического развития регион плетется в хвосте остальных субъектов Федерации. И это несмотря на то, что Амурская область богата природными ресурсами и всегда обладала значительным потенциалом для экономического роста. Энерготарифы здесь гораздо выше, чем в соседних Приморье и Хабаровском крае. Растет безработица. Ощутимы серьезные проблемы в социальной сфере, падает благосостояние населения. Год назад областные власти снизили на 52 рубля региональный показатель прожиточного минимума. Привычной картиной стали аварии в котельных, замерзающие города и поселки. При этом нет ответа, куда ушли средства, предназначенные на модернизацию системы ЖКХ.
Кстати, президиум генсовета "Единой России" не рекомендовал амурскому отделению принимать в партию Леонида Короткова. В решении президиума было прямо записано, что вопрос о приеме откладывается до полной проверки жалоб и обращений граждан. А их, в том числе и в мой адрес, поступает немало.