Новости

11.05.2007 04:00
Рубрика: Власть

"Ничего ломать не надо"

Владимир Миловидов сменил на посту главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина и дал интервью "РГ"

 

Накануне руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин, по словам Фрадкова, обратился к нему с просьбой об отставке в связи с переходом на другую работу. "Я жалею, что Вьюгин решил выбрать бизнес, - заметил премьер. - Он работал три года, и хорошо. Но насильно мил не будешь". На свое место экс-глава ФСФР рекомендовал помощника председателя Владимира Миловидова. Так что День Победы теперь стал для Миловидова еще и личным праздником. Ведь распоряжение премьер подписал 9 мая.

"Чтобы слухи, которые ходят, не приобретали спекулятивного характера", Фрадков лично представил нового руководителя службы и выразил надежду, что он "продолжит ту линию, которую Вьюгин вел в течение предыдущих трех лет". "Наш выбор трехлетней давности был сделан правильно", - многозначительно заметил Фрадков.

Три года назад Вьюгина действительно уговаривали поменять кресло первого зампреда Центробанка на пост руководителя вновь созданной Федеральной службы по финансовым рынкам. В итоге макроэкономист пришел в правительство с собственными идеями трансформации ФСФР в мегарегулятор финансового рынка, подобный британскому FSA. Однако довести это до логического конца так и не удалось. Злые языки даже говорили, что три года, которые Вьюгин возглавлял службу, по сути, были потеряны. Ведь две идеи - о создании центрального депозитария и мегарегулятора - так и остались лишь идеями. Не исключено, что именно это обстоятельство и стало причиной ухода макроэкономиста с государственного поста. Но надо заметить, что напрямую эти идеи рынок не затрагивали. Законопроект о центральном депозитарии находится на рассмотрении в Госдуме и в ближайшее время должен рассматриваться в первом чтении. Но из-за смены руководства службы депутаты предложили отменить его обсуждение.

Что же касается идеи создания мегарегулятора, то вопрос о его независимости и коллегиальности, скорее, находился в жесткой привязке к серьезному повышению заработной платы, нежели к расширению функций. Функций у ФСФР более чем достаточно. Не хватает только страхового надзора и банковского. "Вьюгин шел на более масштабный проект, нежели тот, который удалось реализовать, и явно натолкнулся на препятствия, которые трудно преодолеть, - заметил глава РСПП Александр Шохин. - Он хотел бы создать службу, функционирующую на основе публичного института, а не просто "министерство по делам финансового рынка".

Тем не менее все институты уже созданы, поэтому вряд ли новый руководитель Миловидов станет революционером. Скорее, он даже не будет добиваться превращения ФСФР в мегарегулятор. Да и времени ему отводится не так много - остался всего год до выборов.

Впрочем, для самого Миловидова мало что изменится. Во всяком случае, в структуре: служба напрямую подчиняется премьеру. За то время пока Миловидов был помощником премьера, Фрадков мог убедиться в том, что "это высокий профессионал", которого хорошо знают на фондовом рынке.

О своей работе на новом посту Владимир Миловидов рассказал "РГ".

Российская газета: Владимир Дмитриевич, в последнее время вы лишь издалека наблюдали за деятельностью ФСФР. На ваш взгляд, что-то нужно менять немедленно?

Владимир Миловидов: Сделано было много. Я лично считаю, что роль Олега Вьюгина состояла в том, что после нескольких лет революции на фондовом рынке он пришел как эволюционист. В хорошем смысле.

Я сам работал в команде революционно настроенного Игоря Костикова (экс-глава Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). - "РГ") и уверен, что Вьюгин сыграл роль стабилизатора на фондовом рынке. Спокойная, уравновешенная линия стабилизатора должна быть продолжена.

Не считаю, что должны последовать революционные действия. Что-то ломать и корежить сейчас не надо.

РГ: Корежить, судя по всему, вы не собираетесь, а с чего начнете?

Миловидов: План действий выработаю позже, когда опомнюсь.

РГ: Многие руководители ФСФР, а ранее ФКЦБ, хотели сделать эту структуру мегарегулятором. Удалось?

Миловидов: По сравнению с той ФКЦБ, которая была когда-то, функции ФСФР значительно расширились. У них добавились пенсионные фонды, бюро кредитных историй, ряд вопросов, связанных с долевым строительством, ипотекой. Но в буквальном понимании ФСФР - это не мегарегулятор. Во всяком случае, так, как это представляла себе общественность.

РГ: Премьер-министр поставил перед вам задачи?

Миловидов: Работать. И хорошо.

Досье "РГ"

Владимир Миловидов родился 13 января 1960 года в Москве. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности "экономист, преподаватель политической экономии", аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР. В 1977-1984 годах работал в Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова, с 1987 по 1998 годы - в Институте мировой экономики и международных отношений РАН. В 1998-1999 годах был консультантом секретариата председателя правительства Евгения Примакова. В 1999 году - консультант группы по обеспечению деятельности Управления делопроизводства и архива аппарата правительства. В 1999-2000 годах назначен советником вице-премьера Виктора Христенко. В мае 2000 года Миловидов стал заместителем председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, в июле того же года - первым заместителем. В апреле 2004 года Миловидов вновь вернулся на Краснопресненскую набережную. В этот раз в качестве помощника председателя правительства.

   подробности

Вчера вечером Олег Вьюгин встретился с журналистами и прояснил некоторые моменты своей отставки.

Во-первых, передает Интерфакс-АФИ, Вьюгин отметил, что уходит по собственному желанию, и сам просил премьер-министра Михаила Фрадкова принять такое решение. Принципиальное желание сменить место работы у него сформировалось еще в прошлом году, а теперь поступили конкретные предложения.

Во-вторых, Вьюгин намерен остаться на финансовом рынке. И надеется, что его новая должность тоже \"будет руководящая\" и связана как с инвестиционным, так и с банковским бизнесом. Вьюгин заметил, что пока не может сообщить о месте своей новой работы, но, думает, что в мае вопрос будет решен. И хотел бы оставшееся до пенсии время поработать в частном секторе. Что касается формальностей по его увольнению, то они будут урегулированы на следующей неделе, сообщил Вьюгин.

В-третьих, зная о планах своего заместителя Владислава Стрельцова, он попросил его поработать в ФСФР до сентября, \"чтобы была преемственность\".

Судя по словам Вьюгина, его уход не связан напрямую с невозможностью в данный момент создать на базе ФСФР мегарегулятор финансового рынка. Однако Вьюгин отметил, что на рынке все-таки должен быть хотя бы главный финансовый регулятор. Это существенно облегчило бы жизнь российским финансовым институтам, которые сегодня регулируются несколькими структурами, например, Центробанком и ФСФР. Кроме того, в ближайшее время, считает Вьюгин, необходимо создать инфраструктуру, приемлемую для всех участников рынка, включая появление центрального депозитария. В качестве основных достижений службы Вьюгин отметил изменение регулирования, которое определяет модель доступа к рынкам капитала внутри страны. Службе удалось подготовить несколько важных законопроектов, в том числе и о центральном депозитарии. А вот механизм защиты коллективных инвестиций от нерыночных рисков уже предстоит разработать новому руководству ФСФР. При этом Вьюгин отметил, что он достаточно много почерпнул лично для себя из работы в ФСФР. И сообщил, что ему было приятно работать с премьер-министром Михаилом Фрадковым: \"Михаил Ефимович - человек слова\".

Кстати, вчера индекс РТС (главный показатель российского фондового рынка) впервые с 22 марта 2007 года опустился ниже 1900 пунктов. Как осторожно комментируют аналитики, это лишь отчасти может быть связано с отставкой Вьюгина. В целом индекс РТС потерял чуть более 1 процента, что вполне соответствует давно сформировавшимся тенденциям.

Власть Работа власти Госуправление Госфонды и контрольные органы Центральный банк