Михаил Горбачев написал письмо в защиту Ярузельского

В Польше продолжается скандальный процесс по делу бывшего руководителя страны 83-летнего генерала Войцеха Ярузельского. Он обвиняется во введении в стране "военного положения" в декабре 1981 года и "руководстве преступной организацией вооруженного характера, имеющей цель совершение преступлений". Если суд признает его виновным, Ярузельскому грозит десять лет тюрьмы. За генерала Ярузельского вступились его товарищи-ветераны. Письмо в защиту генерала отправил в адрес Польского сейма и экс-президент СССР Михаил Горбачев. Сегодня мы публикуем эту переписку и комментарий самого Михаила Сергеевича.

 

 

Открытое письмо М.С. Горбачева маршалу Сейма Республики Польша Мареку Юреку и депутатам Сейма

Уважаемые господа и друзья!

Обращаюсь к вам как полномочным и полноправным представителям польского народа в связи с очередной волной преследований героя войны против гитлеровского фашизма, видного политического и государственного деятеля Польши генерала Войцеха Ярузельского.

Мне уже приходилось подробно высказываться на этот счет. И вновь свидетельствую: Войцех Ярузельский - один из тех, прямо скажу, очень немногих лидеров союзных стран, кто не только понимал необходимость преодоления опаснейшего международного противостояния и "холодной войны", но в меру своих возможностей и сил смело действовал в этом направлении.

Сегодня - более четверти века спустя после известных польских событий 1981 года - трактовать его роль в событиях того тяжелейшего времени в крайне предвзятом и даже криминальном ключе - это, на мой взгляд, не что иное как весьма неприглядное сведение политических счетов. Откровенно говоря, трудно отделить такого рода преследования от набирающего силу стремления переписать новейшую историю в целях политического реванша, создания новых сфер влияния и новых разделительных барьеров в Европе.

Как и многие польские граждане, я доподлинно знаю, что генерал, а затем и президент Ярузельский внес незаменимый конструктивный вклад в продвижение к политическому примирению и национальному согласию, к первому в Восточной Европе бескровному переходу к демократии в Польше, к обретению ею независимости и суверенитета. Именно в этом контексте, кстати сказать, мы говорили о роли Войцеха Ярузельского с Его Святейшеством Папой Иоанном Павлом II. Мне известно, что при принятии ряда своих принципиальных решений генерал и президент Ярузельский проявлял незаурядное личное мужество, сдержанность и ответственность, преодолевая опасное давление тяжелых объективных обстоятельств и весьма влиятельных консервативных сил.

Не могу не сказать и о том, что мое тесное сотрудничество с президентом Ярузельским позволило узнать его как убежденного и дальновидного сторонника действительно равноправных и дружественных польско-российских отношений, которые были и остаются необходимыми для добрососедства Польши и России, для прочной стабильности в Европе. В этой связи невольно возникает вопрос: не в этом ли как раз и кроется одна из главных причин многолетних нападок на Войцеха Ярузельского со стороны тех политических сил, которые ведут свою игру на перманентном обострении польско-российских отношений, тех, кто хотел бы таким образом поддержать известную напряженность на континенте и дисциплину в собственном военно-политическом блоке? Если это так, а похоже, что именно так и есть, то такая игра может вылиться по меньшей мере в провоцирование далеко идущего взаимного польско-российского отчуждения с его негативными последствиями.

Обращаясь с этим посланием к Вам, уважаемые господа и друзья, я надеюсь, что Вы со своей стороны примите его во внимание и в конкретном контексте суровых реальностей прошлого и ввиду насущной необходимости созидания лучшего будущего для наших стран.

Я уверен, что актуальная и неотложная проблема для отношений между нашими народами - укрепление взаимопонимания, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества. За нас - граждан России и Польши - этого никто не сделает. В этом, по всему моему опыту и глубокому убеждению, исторический - без всякого преувеличения - долг настоящих патриотов России и Польши, долг перед будущими поколениями русских и поляков, а в немалой мере и перед всей Европой. Мой давний союзник и друг президент Войцех Ярузельский сделал для этого многое. Спасибо ему за это.

Искренне

Михаил Горбачев,

Москва, 18 апреля 2007 г.

Варшава, 1 мая 2007 г.

Михаилу Горбачеву

Ленинградский проспект, 49

Москва 125468

Глубокоуважаемый г-н Президент!

Общество Кавалеров военного ордена Virtutu Militari, которое я имею честь представлять, с высоким уважением и глубокой благодарностью отнеслось к Вашему заявлению о том, что Вы лично выступите в защиту генерала Войцеха Ярузельского, обвиняемого во введении военного положения в Польше в 1981 году.

Наше Общество знает и помнит, что Ваш отец будучи в рядах Советской Армии был ранен в боях с гитлеризмом на польской земле.

Мы помним также, что, занимая высокие государственные и партийные посты в СССР, Вы всегда были большим другом Польши и поляков. Именно по Вашей инициативе в Бийске был воздвигнут памятник всем полякам, оставшимся навсегда в сибирской тайге, среди которых был и отец генерала Ярузельского. Генерал Ярузельский неоднократно публично подчеркивал Вашу историческую роль в решающих переменах, которые произошли в Европе и в мире.

Генерал Ярузельский дошел до Берлина в рядах фронтовиков вместе с советскими товарищами по оружию. Он - кавалер Серебряного креста за боевые заслуги Virtuti Militari, дважды награжден крестом За отвагу, а также многими иностранными, в том числе и советскими орденами.

Нам хорошо известно, что Вы относитесь к генералу Ярузельскому с уважением и чувством дружбы. Об этом, в частности, свидетельствует оценка, данная Вами в книге "Жизнь и реформы" в главе "Ярузельский - союзник и единомышленник". А сегодня как хороший друг - по зову сердца и во имя исторической правды о драматических реалиях военного положения - Вы встаете на защиту Войцеха Ярузельского.

Еще раз, по-солдатски, мы, кавалеры Военного ордена Virtuti Militari, благодарим Вас от всего сердца.

Мы глубоко убеждены, что под влиянием Вашего авторитета и другие политики засвидетельствуют, по Вашему примеру, что благодаря решению о введении военного положения от 13 декабря 1981 года Польше и Европе удалось избежать серьезной катастрофы.

Мы просим Вас, господин Президент, сделать все, что в Ваших силах, чтобы воспрепятствовать процессу по делу Войцеха Ярузельского и лишению его свободы.

С глубоким уважением,

от имени Общества

Henryk Adamowiez

Досье "РГ"

Генерал Войцех Ярузельский родился 6 июня 1923 года в польском селе Курове в семье мелкого землевладельца. В 1943 году вступил в ряды I армии Войска Польского и принимал участие во взятии Варшавы. До 1947 года воевал против польского национального сопротивления - Армии Краевой. В 1960 г. руководил политуправлением Войска Польского, а к 1965 г. стал начальником Генштаба. Осенью 1981 года Ярузельский был назначен первым секретарем Польской объединенной рабочей партии. Руководил Польшей с 1985 по 1990 год.

   комментарий

Мы обратились к Михаилу Сергеевичу с просьбой разъяснить свою позицию.

Российская газета: Михаил Сергеевич, что заставило вас обратиться с письмом в защиту Ярузельского к Польскому сейму?

Михаил Горбачев: Вопрос о вине генерала Войцеха Ярузельского за введение военного положения в Польше в 1981 году поднимается определенными кругами не в первый раз. Как правило, об этом вспоминают накануне выборов, используя "дело Ярузельского" в качестве инструмента политической борьбы.

Я уже писал однажды письмо в Польский сейм. Его рассмотрели и написали ответ. Но это было года три-четыре назад. Думаю, что мое нынешнее послание осложнит задачу для тех людей, которые придерживаются противоположной позиции. В первую очередь для президента и премьера Польши.

РГ: Ваша позиция - это точка зрения частного лица? Вы лично ведь хорошо знакомы.

Горбачев: Я не представляю никакое правительство. В данном случае это моя личная точка зрения. Этот вопрос связан с нашим прошлым, и я знаю, возможно, больше, чем кто-то другой об этой проблеме.

Надо учитывать и то, что генерал Ярузельский много сделал для Польши и ее отношений с Россией. Человек, который открыл дорогу к демократизации своей страны, заслуживает того, чтобы мы сказали слово в его защиту.

На эту тему мне приходилось беседовать с покойным Папой Римским Иоанном Павлом II. Он был очень высокого мнения о генерале. Иоанн Павел II несколько раз встречался с Ярузельским.

РГ: Какие цели вы ставите, отправляя это письмо?

Горбачев: На первом месте, конечно, сейчас стоит защита генерала и его позиции. Я уверен, что тогда, в 1981 году, он поступил верно, иначе неизвестно, чем бы закончилась вся история. А схватка там была очень серьезная. Польша была напряжена до предела, и это беспокоило всех, включая Советский Союз.

Введение военного положения стало своеобразным щитом, который остановил все эти процессы. Были, разумеется, издержки. Но главное - была прервана опасная тенденция.

Я считаю, что все было сделано правильно. Именно поэтому я, исходя из моральных позиций, защищаю генерала. Он в силу своей политической ответственности поступил тогда очень честно и правильно. Это наш друг. Старый человек, за восемьдесят лет, несмотря на это, они используют этот момент для осложнения ситуации.

Кстати, звонил Ярузельский, мы с ним общались накоротке. Он поздравил меня с 9 Мая, я его тоже. Мы попутно вышли на этот вопрос. О телеграмме объединения польских военных ветеранов и о моей позиции общественность наша и Польши должна знать.