11.05.2007 03:00
    Поделиться

    Фрадков попросил принять "осмысленное решение" о нефтепроводе Бургас - Александруполис

    Подчиненные ответили премьеру согласием и одобрили ратификацию соглашений между Россией, Болгарией и Грецией по строительству нефтепровода Бургас - Александруполис. Без возражений. Помимо премьера только у первого вице-премьера Сергея Иванова возникла просьба к коллегам - оговорить с партнерами по строительству вопрос о том, кто будет возить нефть по Черному морю. Первый вице-премьер, конечно же, радел за российское судоходство. "Хотелось бы сохранить Черное море для российских судов", - прямо заметил Иванов, чтобы не было каких-либо домыслов на этот счет. Понадобятся дополнительные суда, а значит, госзаказ судостроительному холдингу будет обеспечен.

    Докладчик - замглавы минпромэнерго Иван Матеров - обещал ремарку без внимания не оставить. А в целом можно было порадоваться за то, что переговоры, которые шли с 1994 года, наконец-то закончены. "Переговоры были достаточно сложными, было несколько этапов, и несколько лет назад самоорганизовался такой пул российских нефтедобывающих компаний, которые гарантировали заполнение соответствующих емкостей той нефтью, которую они способны добывать", - заметил Матеров. Проект стоимостью 1 миллиард евро предполагает транспортировку российской нефти от болгарского порта Бургас в греческий порт Александруполис и далее на зарубежные рынки. Начальная пропускная способность нефтепровода - 35 миллионов тонн в год с возможностью расширения до 50 миллионов.

    Ранее была достигнута договоренность о том, что доли в международной проектной компании распределятся так, что российской стороне будет принадлежать 51%, а греческой и болгарской - по 24,5%. "Все компании, которые стоят за этими процентами, уже известны, но соглашением предусматривается, что после создания компании каждый, кто входит в нее, имеет право отчуждать частично или полностью свои доли для нефтедобывающих компаний", - пояснил замминистра. Фактически Акционерное общество "Транснефть" признано оператором текущих действий для нефтепровода, и с ним будут заключены контракты. Фактически оно будет контролировать прокачку нефти от места добычи до Александруполиса. Таким образом, нефтепровод протяженностью около 300 километров станет неотъемлемой частью российской нефтепроводной системы, хотя и расположенной на чужой территории.

    Одобрил кабинет министров и доклад губернатора Иркутской области Александра Тишанина, в очередной раз убедившись, "как много в регионах проблем". "Само собой ничего делаться не будет", - с сожалением констатировал Фрадков.

    Иркутский же губернатор, как и полагается главе российского региона, приехал в Москву просить правительство о помощи, в том числе и в решении жилищных и других социальных проблем. "Нужно выделить дополнительно 1,5 миллиарда рублей на переселение граждан из ветхого жилья", - обратился губернатор к членам кабинета министров. Другой остро стоящей перед регионом проблемой является низкий уровень жизни и связанный с ним комплекс демографических сложностей. Из-за миграции населения регион ежегодно теряет более 6 тысяч квалифицированных специалистов. "В области остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадров", - заметил Тишанин. Кроме того, по его словам, из-за преобладания смертности над рождаемостью Иркутская область ежегодно лишается около 7 тысяч человек. Помочь в данном случае, по мнению главы региона, можно с помощью внедрения современных технологий в медицине перинатального периода. В связи с этим губернатор опять попросил у федерального центра поддержки - в реконструкции областного перинатального центра. Помимо всего прочего перед регионом стоит и вопрос газоснабжения. К 2010 году в Иркутской области может возникнуть энергодефицит.

    - Вроде и ресурсы есть, и энергетика, а к 2010 году дефицит намечается, - разочаровался премьер.

    Но на этом просьбы губернатора к центру не исчерпались. Без помощи федерального центра в регионе не могут решить и актуальный вопрос с развитием воздушного транспорта. "Аэропорт Иркутска печально известен высокой аварийностью, он близко находится к городу", испытывает финансовые сложности. В связи с этим губернатор высказал уверенность, что уже в самое ближайшее время усилиями федерального центра и местных властей "будет выработано эффективное решение по выходу из сложившейся ситуации". Содействие правительства требуется и в развитии инфраструктуры области: только треть дорог Иркутской области имеет асфальтовое покрытие, пожаловался Тишанин.

    Наконец, третьим сдерживающим фактором является сложившаяся ориентация экономики на производство и экспорт сырья. Собственники вертикально интегрированных компаний не развивают глубокую переработку ресурсов области, в регионе размещены только центры затрат. По словам губернатора, "сегодня федеральное законодательство предоставляет значительные налоговые льготы, в том числе и по доле субъектов Федерации". "Например, ставки налога на прибыль, что приводит к значительному выпадению доходов регионального бюджета. Так, пресловутый толинг только по Братскому алюминиевому заводу, по некоторым оценкам, дает потерь областного бюджета на уровне 5 млрд. рублей", - заметил Тишанин. А "это десятая доля доходов областного бюджета". "Что остается области?! Экологические и социальные проблемы! Я просил бы правительство обратить внимание на налогообложение вертикально интегрированных структур. Уверен, что эффект от развития производства и территории должен служить прежде всего тем, кто на ней живет и трудится", - сказал глава региона.

    Кроме того, глава Иркутской области предложил правительству выработать стратегию по развитию и реализации потенциала Байкало-Амурской магистрали, поскольку инфраструктура БАМа разрушается, а рабочие поселки и постройки 70-х годов не соответствуют современным требованиям. Как строитель БАМа, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев поддержал главу региона.

    Министр экономического развития и торговли Герман Греф тоже внес свою лепту, заметив, что в ближайшую трехлетку средства на разработку ТЭО и начало строительства аэропорта найдутся. "Надеюсь, что новый аэропорт мы сможем построить с привлечением средств инвестфонда", - заметил главный экономист. При этом инфраструктура аэропорта будет строиться за счет бюджета, а сам аэропортовый комплекс построят частные инвесторы.

    Поделиться