11.05.2007 03:59
    Поделиться

    Владимир Путин обсудил с Нурсултаном Назарбаевым маршруты транспортировки энергоносителей

    Вчера в столице Казахстана президент России Владимир Путин провел первый раунд встреч, посвященный обсуждению проблем каспийского энергетического узла. Второй и решающий пройдет в ближайшие дни в Туркменистане.

     

     

    Главная цель прикаспийского турне Владимира Путина - постараться закрепить приоритет сотрудничества с Россией в энергетической политике каспийских государств, в частности, Казахстана и Туркменистана. А для повышения взаимной ответственности каспийскую энергетическую политику Москвы, Астаны и Ашхабада пытаются согласовать настолько, чтобы она стала фактически единой.

    Головной болью Москвы в последние годы оставался маршрут, по которому нефть и газ из Туркменистана и Казахстана могли бы идти на рынки третьих стран в обход России, и особенно активно лоббируемый Соединенными Штатами Америки проект Транскаспийского газопровода. Многочисленной российской делегации в ходе этой поездки представился хороший шанс предложить оставить транскаспийские идеи и сконцентрировать внимание соседей на прикаспийском варианте энергетического сотрудничества.

    По большому счету, для Казахстана и Туркменистана не столь важен маршрут, сколько объемы экспорта собственно сырья. Это вчера после переговоров не скрывал и казахский лидер Нурсултан Назарбаев: "Для Казахстана на первом месте всегда стоит интерес транспортировки ресурсов через территорию России и вообще транспортировки".

    Но эта оговорка не выглядела ни угрозой, ни предупреждением. Скорее, той основой, вокруг которой должно строиться взаимовыгодное (именно таким оно видится Назарбаеву) энергетическое сотрудничество. Тем более, оно слишком разноплановое, чтобы ограничиваться одной лишь скупкой и транзитом сырья.

    "Наше сотрудничество в сфере энергетики с Казахстаном носит разноплановый характер, а не только касается углеводородов", - подчеркнул Владимир Путин, заметив, что именно поэтому переговоры Москвы и Астаны вызывали повышенный интерес во всем мире. Все-таки топливно-энергетичепский комплекс, подчеркнул российский лидер, формирует основу двустороннего товарооборота. По его данным, в 2006 году он составил 13 миллиардов долларов, а в текущем уже зафиксирован прирост на 38 процентов.

    Работой в области ТЭК стороны в целом удовлетворены, и подписанный вчера план совместных действий на 2007-2008 годы содержит комплекс первоочередных мер для расширения российско-казахстанских отношений. Нефтяная составляющая этого плана удовлетворяет желания Астаны. Из добываемых сегодня Казахстаном 68 миллионов тонн нефти в год 57 идут на экспорт, причем, в основном, в Россию или через Россию. Прогноз Астаны по добыче за 2015 год 120-150 миллионов тонн. Это и заставляет всерьез задуматься о расширении транспортных мощностей.

    Вчера стороны договорились вплотную заняться увеличением пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума с нынешних 27 до 40 миллионов тонн нефти в год. Кроме того, Казахстан рассчитывает принять участие в строительстве и работе нефтепровода Бургас-Александруполис, который позволит миновать проблемный для прохода танкеров пролив Босфор и Дарданеллы. Москва вроде бы не против. "Значительная часть нефти, которая может заполнять эту трубопроводную систему, может поступать из Казахстана", - подтвердил Владимир Путин. При этом Нурсултан Назарбаев высказал пожелание, чтобы работы на обеих системах шли и были закончены одновременно.

    Интересно то, что завтра в Польше открывается другой нефтяной саммит с участием представителей Украины, Азербайджана и Грузии, на котором должно обсуждаться создание нефтяного маршрута Одесса - Гданьск в обход России. На саммит был приглашен и Нурсултан Назарбаев. Однако он предпочел в это время встречаться с Владимиром Путиным и говорить об общих с Россией маршрутах транспортировки казахстанских энергоносителей. И это серьезный удар по энергетическим планам Польши, Грузии, Украины и Азербайджана, в течение некольких месяцев пытавшихся предложить Казахстану дружбу "против России".

    Не остался без внимания и казахстанский газ. Как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, "достигнуты очень важные договоренности об условиях закупки казахстанского газа с Карачаганакского месторождения, это очень важный элемент общей договоренности по созданию СП на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода". Страны также решили, что "будет выстраиваться цепочка от добычи на территории Казахстана до совместной переработки, транспортировки и совместной реализации на территории третьих стран".

    Вчера же в Астане свое воплощение получила идея международных центров по обогащению урана. Пока, правда, только на бумаге, но Москва и Астана все же подписали договор о создании первого такого центра. Как и ожидается, еще одной страной-участницей может стать Армения. "Считаем этот документ первым шагом в реализации нашей идеи создания инфраструктуры глобальной ядерной энергетики", - заявил Путин. Кроме разработки урановых месторождений, на территории Казахстана Москва готова принять участие и в строительстве атомных электростанций для своего соседа.

    "Наши сегодняшние переговоры дадут серьезный импульс конкретным проектам", - подвел итог переговорам российский лидер, имея в виду весь объем двустороннего сотрудничества Москвы и Астаны. Возможно, сдвинется с места и работа совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода, где планируется сжижать казахстанский природный газ.

    Всего лишь за одни сутки Владимиру Путину удалось сделать первый шаг к созданию прикаспийского энергетического союза. Однако вся цепочка будет выстроена только в Туркменистане, где еще предстоит второй раунд переговоров с новым президентом страны Гурбангулы Бердымухаммедовым. В ходе недавнего визита президента Туркменистана в Москву российская сторона передала официальному Ашхабаду проект строительства газопровода вдоль восточного побережья Каспийского моря с дальнейшим транзитом газа по российским магистралям. Теперь Ашхабад, взявший непродолжительный таймаут для изучения этого предложения, должен дать окончательный ответ.

    Поделиться