12.05.2007 03:00
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Выборы в Армении - курсовая устойчивость

    За ходом этой предвыборной кампании Москва, разумеется, наблюдала. И отнюдь не безучастно. В течение апреля Ереван посетили глава российского МИДа Сергей Лавров, первый вице-премьер Сергей Иванов, исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло и министр транспорта Игорь Левитин. Каждый - со своей миссией, но общей задачей: укрепить до сих пор неизменное желание официального Еревана двигаться в российском фарватере. Но почему Армения так привязана к России? И надолго ли эта привязанность?

    "Да куда она денется!" - это первое, что говорят российские эксперты, когда их спрашивают: а не отвернется ли Армения от России по примеру Грузии или, скажем, Молдавии? Действительно, совпадение геополитических интересов в изменившемся мире вывело Россию и Армению на уровень стратегического партнерства. Армения в Закавказском регионе - это единственная страна, отношения которой с Россией не оставляют желать лучшего. Более того, Армения - единственная страна, связанная с Россией отношениями оборонного союза. И единственная страна, которая не высказывает никакого желания удалить российские военные базы со своей территории, напротив, настаивает на усилении российской военной группировки.

    Что заставляет сегодня Армению быть верным российским партнером, не надо долго объяснять. У нее напряженные отношения с Турцией, не желающей признать свою историческую вину за геноцид армян. У нее хронический конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Поэтому она не только не возражает против российского военного и пограничного присутствия, но и считает его важным фактором своей национальной безопасности. В свою очередь, и Россия, чьи позиции в Закавказье заметно ослабли, нуждается здесь в надежном форпосте. Правовая база российско-армянских связей составляет более 160 документов, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Но для полной удовлетворенности партнерством Армении не хватает не новых политических документов и не дополнительных единиц боевой техники на российских военных базах. Не хватает "цемента" - экономических связей. Что такое 240 миллионов долларов годового взаимного товарооборота? Примерно столько Ереван платит Москве за газ.

    Армения полностью рассчиталась с Россией по долгам. Причем самым тяжким способом: в погашение просроченной платы за ядерные энергоносители в собственность РАО ЕЭС была отдана Армянская атомная электростанция. За долги были переданы России еще четыре высокотехнологичных предприятия. Но, чтобы они заработали, вышли на полную мощность, требуются крупные вложения, с которыми Россия не спешит. "Это не экономическое сотрудничество, а, по сути, закабаление, - считает председатель Демократической партии Армении, депутат Национального собрания Арам Саркисян. - Надо было создавать совместные предприятия, а не передавать их в российскую собственность. Чтобы отношения были партнерскими, они должны быть равноправными".

    Действительно, без взаимного экономического интереса военно-техническое сотрудничество скоро угаснет. Нет взаимодействия в бизнесе - ничего не получится и в военной сфере. Пока - получается. Но не надо думать, что это навеки. Турция стремится в Европу, Армения - тоже. Рано или поздно их европейские интересы совпадут и отношения между ними наладятся. Не исключено, что одним из условий нормализации Турция поставит как раз вывод российских войск.

    Не стоит также считать Армению вечным транспортным тупиком и потому преувеличивать ее зависимость от российских энергоресурсов. Представители "Газпрома" утверждают: Армения не может стать транзитной страной. "Почему не может? Есть же иранское направление, - говорит ректор Российско-армянского (Славянского) госуниверситета Армен Дарбинян. - Кроме того, мы когда-нибудь добьемся открытия армяно-турецкой границы. С помощью США или Евросоюза. Но если без участия России - это станет для нее серьезной неудачей и приведет к потере влияния в регионе... Давайте думать о подлинной интеграции. Сейчас ее нет. Нет даже внятной идеологии сотрудничества. Надо отрешиться от стереотипов и понять, что российско-армянским отношениям в их нынешнем формате есть альтернатива".

    С подобными утверждениями можно спорить. Но к ним нельзя не прислушаться. Потому что есть вещи очевидные. Ну например... Хотя Армения и остается в сфере российского влияния, это не мешает ей сотрудничать с НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира". Больше того, министр обороны республики уже заявлял, что к 2015 году вооруженные силы Армении должны соответствовать натовским стандартам. От полной переориентации на Запад - а такое желание, несомненно, имеется - Армению пока удерживают двухвековые союзнические отношения с Россией и сиюминутные геополитические потребности. Только это и мешает ей сделать решительные шаги навстречу североатлантическому альянсу.

    Между тем в армянском общественном сознании наметился перелом. Если, по данным Армянского центра стратегических и национальных исследований, год назад большинство отрицательно относилось к вступлению Армении в НАТО, то сейчас 35 процентов высказываются "за", а 33,4 - "против". При этом 79,5 процента опрошенных считают, что Россия оказывает "слишком большое влияние на дела в Армении".

    В появлении подобных настроений нет ничего удивительного. Во-первых, людей пугает грядущее формирование под эгидой НАТО военного союза Турция - Грузия - Азербайджан и как следствие - изоляция Армении. Во-вторых, свое слово сказали американские центры информационно-идеологического профиля. Два таких центра уже открыты в республике, в ближайшие годы США намерены создать их здесь целую сеть. Американское присутствие в Армении пока не является доминирующим. Но оно может стать таковым, если Россия не ответит на новые мировые вызовы в стратегически важном для нее регионе.

    Сегодняшнее голосование скорее всего подтвердит неизменность пророссийского курса Армении. Как распорядится Москва этой "курсовой устойчивостью"? Откроет ли для себя долгосрочную перспективу в отношениях с Ереваном? Может открыть. Если не будет топтаться на пятачке нынешней конъюнктуры.

    Поделиться