Новости

12.05.2007 03:00
Рубрика: Власть

Следствие не закончено

В России появится самостоятельный Следственный комитет. Вчера Госдума в третьем окончательном чтении приняла поправки в Закон "О прокуратуре РФ" и Уголовно-процессуальный кодекс, которые позволяют разделить следствие и надзор.

 

Надзорные функции остаются у прокуратуры. Она будет следить за соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия и при рассмотрении уголовных дел в судах. А следствие будут вести знатоки из Следственного комитета, который создается при Генеральной прокуратуре России и объединяет следственные органы по всей вертикали - от центра до окраин.

Для большей независимости этого комитета его руководитель будет назначаться по той же схеме, что и Генеральный прокурор - решение принимает Совет Федерации, а кандидатуру предлагает президент. Однако совсем связь с Генпрокуратурой новое следственное подразделение не потеряет. По крайней мере, пока. Согласно закону, руководитель Следственного комитета является первым заместителем Генпрокурора. К тому же до конца нынешнего года финансовое и материально-техническое обеспечение Следственного комитета будет осуществляться за счет системы органов прокуратуры. Положение, регламентирующее деятельность новой структуры, утверждается непосредственно президентом России, он же назначает и освобождает от должности заместителей руководителя Следственного комитета. До 1 января 2008 года все уголовные дела должны быть переданы в производство Следственного комитета.

Это позволит повысить объективность расследования, считают инициаторы закона, а вместе с ними 319 депутатов, проголосовавших за него. Но у коммуниста Виктора Илюхина другое мнение. Он считает, что этот закон разрушит систему прокурорского надзора и толкнет нас в "море беззакония". По словам Илюхина, прокуроры в процессе предварительного следствия выявляют более трех миллионов нарушений, а теперь не смогут этого делать.

Депутат Алексей Митрофанов (ЛДПР) вообще не понимает, как в каких-нибудь районных прокуратурах, где мало сотрудников и одна ржавая машина на всех, будут делить следствие и надзор. Но и в принятии закона видит плюс - во время неразберихи, неизбежной, по мнению Митрофанова, при становлении новой структуры, бизнес хоть сможет "немножко задышать".

В нижней палате парламента нашлись и другие противники идеи отстранить прокуратуру от проведения расследования, но их было явное меньшинство - 68 депутатов проголосовали против закона.

На вчерашнем пленарном заседании народные избранники озаботились и судьбой тех, кто уже отбывает наказание за свои преступления. Дума приняла во втором чтении законопроект, который меняет условия "трудотерапии" в местах лишении свободы. Как заметил, комментируя законопроект вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, до сих пор производственные предприятия в исправительных учреждениях были ориентированы прежде всего на получение прибыли. Но по своей специфике, считает Катренко, "подобные учреждения коммерческими организациями быть не могут, да и не были они никогда таковыми". "Их основная задача - исправление, трудотерапия, обучение профессиям, создание условий для подготовки человека к выходу на свободу не только с чистой совестью, но и с ремеслом. А это уже исключительно социальная, а не коммерческая проблема".

Поэтому депутаты решили создать на базе существующих в зонах предприятий центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские.

По словам Катренко, "социальное и гуманитарное значение этой реформы бесспорно". Ведь у нас более 90 процентов осужденных либо никогда не обладали профессиональными и трудовыми навыками, либо полностью их утратили. Почти 40 осужденных в возрасте до 25 лет нигде не работали и не учились. Каждый четвертый страдает психическими заболеваниями или отклонениями. Примерно половина работающих осужденных не в состоянии выполнять установленные нормы выработки, а средний процент выполнения таких норм не превышает 70.

"Этих людей, - сказал Владимир Катренко, - нужно прежде всего учить и лечить, а не требовать от них прибыльного и высокодоходного труда".

Власть Работа власти Госуправление Власть Право Уголовное право Правительство Генпрокуратура ФЦП "Развитие судебной системы России" Реформа судебной власти Уголовно-процессуальный кодекс