16.05.2007 02:30
    Поделиться

    Что мешает усыновлять детей?

    Желание людей забрать из детдома ребенка зачастую сталкивается с нежеланием чиновника помочь им в этом

    За три ближайших года в России должна произойти революция в судьбах детей-сирот: к 2010 году в России 72 процента приютских детей должны быть устроены в семьи.

    Семья для сироты как стратегия государства

    Каким бы хорошим и теплым ни был детский дом, ребенку не будет в нем так же хорошо, как в семье, - кто бы с этим спорил? А ведь спорили: на то, чтобы семейное воспитание было признано приоритетным в государственной политике устройства сиротских судеб, у его сторонников ушел не один десяток лет.

    Но вот, кажется, свершилось. После слов президента: "Поручаю правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях", - уже до конца прошлого года были приняты решения, очень важные для маленьких жильцов казенных домов.

    - Всем российским регионам из госбюджета выделены субсидии на выплату ежемесячных детских пособий опекунским и приемным семьям и на оплату труда приемных родителей;

    - на каждого сироту при его усыновлении или взятии под опеку стали давать единовременное пособие (8 тысяч рублей), которое до этого выдавалось родителям на рожденного ребенка;

    - условия получения материнского капитала (250 тысяч рублей) были распространены и на усыновителей.

    В этом году в Федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, утвержденной правительством РФ в январе, определили и конкретные "плановые показатели": к 2010 году 72 процента приютских сирот должны быть устроены в семьи.

    Стратегия государственной политики сегодня обозначена федеральной властью как никогда четко и ясно: детей из казенных сиротских домов нужно определять в семьи. И не важно, на каких условиях: усыновление, опекунство, приемная, патронатная ли семья. Более того, на осуществление этого уже выделены из госбюджета беспрецедентно огромные суммы.

    Однако успех этой стратегии, как, впрочем, и любой другой, зависит от того, насколько саму ее идеологию разделяют непосредственные исполнители - власти на местах, чиновники, специалисты, отвечающие за сиротские судьбы в своем регионе, городе, поселке. И, соответственно - какую тактику для себя они избирают. А еще - насколько высоки их профессиональные и просто человеческие качества. И хотя верность намеченного центром курса в регионах никто не оспаривает, читательские письма, которые поступают в "РГ" и на сайт министерства образования и науки "usynovite.ru", дают повод для обеспокоенности.

    Быть рядом - не просто

    "Быть рядом - просто" - слоган появившейся на ТВ социальной рекламы, которая объясняет: чтобы помочь ребенку из сиротского приюта, взять его в свой дом, быть с ним рядом, не обязательно его усыновлять. Для этого можно, к примеру, создать приемную семью. Однако "просто" получается не всегда.

    Вопрос

    Хотим взять в приемную семью ребенка из другого города, но тамошние органы опеки и попечительства отказываются заниматься оформлением до тех пор, пока мы не выясним: будет ли наш, местный, орган опеки осуществлять финансирование? Как этот вопрос решен на законодательном уровне?

    Светлана К.

    Ответ

    А все дело в том, что по существующему положению, когда приемные родители хотят взять малыша из соседней области, должен заключаться трехсторонний договор между приемной семьей, органом опеки по месту жительства семьи и органом опеки того региона, где находится ребенок. И, как нам объяснили в Минобрнауки России, такая ситуация - головная боль для всех трех сторон. Кто должен взять на себя составление договора? И - что, конечно, момент еще более чувствительный - какой орган опеки станет оплачивать из "родного" бюджета труд приемных родителей и выплачивать деньги на содержание ребенка? Определенных норм, позволяющих ответить на эти и другие неизбежно встающие вопросы, нет ни в одном законе или постановлении. А раз нет норм, обязывающих чиновника что-то делать, речь может идти лишь о его доброй воле и искреннем желании помочь конкретному Павлику или конкретной Машеньке обрести семью. Или нежелании. Потому что, как видно из процитированных писем, расчет авторов законов и постановлений на добрую волю чиновников не всегда оправдывается.

    Вопрос

    Работаю педагогом-психологом в школе-интернате. Девочка восьми лет живет у меня по разрешению районо уже 7 месяцев. Имею все необходимое для создания приемной семьи. Но органы опеки отказывают, обосновывая свой отказ тем, что в нашем районе нет такой формы устройства детей. Говорят, что могут оформить только опеку. И как быть в этой ситуации?

    Ирина, Саратовская область.

    Ответ

    Несложно было выяснить: региональный закон о приемных семьях принят в Саратовской области несколько лет назад и соответственно действие его распространяется на всю ее территорию. По информации, размещенной 2 апреля этого года на официальном сайте правительства Саратовской области, из 9906 детей-сирот 6538 ребят сегодня находятся на семейных формах воспитания - цифра замечательная. Но вот приемные семьи здесь в явных аутсайдерах: на всю область всего 29 приемных семей, в которых живут 104 ребенка - чуть больше 1 процента от общего количества сирот. На фоне этой цифры лукавство местных опекунских органов, отказывающих Ирине в создании такой семьи, не выглядит случайным.

    Вообще создание приемной семьи для органов опеки - дело трудоемкое, затратное и сулящее дополнительную ответственность: и организационную, и финансовую. Ведь мало убедиться в добропорядочности кандидатов в приемные родители, подготовить и согласовать договор, обеспечить передачу детей из сиротского учреждения. Потом надо регулярно контролировать, как живет приемная семья, как расходуются выделяемые на детей деньги, зачастую - изыскивать дополнительные средства, оказывать семье организационную помощь. И если в органах опеки работают специалисты, безразличные к судьбам детей, или у них не хватает опыта, сил и времени, они постараются всеми правдами и неправдами уклониться от такой мороки, к чему бы там ни призывала принятая федеральной властью стратегия.

    Сталкиваются с проблемами и те, кто решает взять детдомовского ребенка под опеку, и те, кто хочет усыновить сироту.

    Вопрос

    У нас двое своих детей и ребенок, взятый под опеку. Мы собрали пакет документов на детские пособия и по уходу за опекаемым ребенком до 1,5 лет. Нам начали выплачивать и то, и другое, но через месяц позвонили из соцзащиты и сказали, чтобы мы вернули все деньги, так как пришло постановление, что мы не имеем права получать деньги, потому что опека на ребенка оформлена на мужа, а не на мать. Нам, что, и в самом деле придется все вернуть?

    Анна, Краснодарский край.

    Ответ

    Уточним: постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 842 российским регионам выделены субсидии на содержание детей-сирот в семьях опекунов и в приемных семьях (не менее 4000 руб. в месяц на ребенка), а также на оплату труда приемных родителей (не менее 2500 руб.). Краснодарскому краю на эти цели из федерального бюджета на 2007 год выделено 205 138 000 рублей.

    Вопрос

    Сколько стоит медицинское заключение о возможности быть усыновителем? Я думала, оно делается бесплатно, но в поликлинике меня попросили заплатить 450 рублей и еще за анализы по направлениям инфекциониста и КВД и терапевта.

    Наталья, Волгоград.

    Ответ

    Как нам подтвердили это в Министерстве образования и науки РФ, люди, собирающиеся усыновить ребенка, ни за медицинское освидетельствование, ни за выдачу им по его результатам заключения платить ничего не должны. Такое положение содержит Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". О том же свидетельствует и постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью".

    В Волгограде про эти документы не знают?

    Вопрос

    Решение стать мамой для 6-летней девочки я приняла не в одночасье. Долго все взвешивала, вслушивалась в себя. Усыновление состоялось в 2007 году. Сегодня я счастлива и уверена, что смогу сделать все, чтобы моя любимая доченька выросла счастливым человеком. Но скажите, пожалуйста, почему мне отказали в выплате единовременного пособия при усыновлении? Это, разумеется, такая мелочь - к отказам чиновников мы привыкли. А все равно обидно...

    Татьяна Николаевна, Ставропольский край.

    Ответ

    30 декабря прошлого года правительство РФ приняло постановление, по которому с 1 января 2007 года те, кто берет в свой дом ребенка - идет ли речь об его усыновлении, взятии под опеку или в приемную семью, - получают единовременно 8 тысяч рублей пособия. Сумма субвенции, выделенная на такие пособия из федерального бюджета, на 2007 год Ставропольскому краю - 3 856 000 рублей.

    Вопрос

    Я посещаю наш дом ребенка, где с разрешения главврача гуляю с детьми: дети здесь с нарушением опорно-двигательного аппарата. Осенью планируем взять в семью мальчика (у нас есть собственная дочь 5 лет), к которому мы привязались. Его уже один раз усыновляли, а потом вернули, когда ему поставили диагноз ДЦП. Сейчас он самостоятельно не передвигается. Однако главврач дома ребенка прогнозирует: если усиленно им заниматься, домашний уход, семейная любовь и забота позволят снять этот диагноз, Алеша сможет ходить и развиваться нормально. Но для этого ему нужна семья. Главврач всячески поддерживает нашу инициативу. Но органы опеки категорически против нашего выбора, сказали, что не подпишут разрешения, поскольку у них есть здоровые дети-кандидаты.

    Наталья С.

    Ответ

    По действующему законодательству все решения о судьбе ребенка-сироты принимают органы опеки и попечительства. И кроме них в соответствии со ст. 121 Семейного кодекса деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей в семьи не допускается. Поэтому, если местные органы опеки отказали вам в усыновлении, опеке или в создании приемной семьи, ни губернатор, ни даже премьер-министр помочь вам не смогут. Остается только одно - идти в суд. Но такой вариант многим и в голову не приходит. Тем более что даже когда отказ дается без законных на то оснований, люди чаще всего об этом не догадываются: законы они знают плохо. Чем порой и пользуются чиновники.

    Последние герои

    Обратите внимание, какая недорогая цена часто у той или иной проблемы. Например, восемь тысяч рублей единовременного пособия - не бог весть какая сумма для человека, в чью жизнь на долгие годы или навсегда, как у Татьяны Николаевны из Ставрополя, входит маленький человек со всеми его потребностями, запросами и нуждами. И, наверное, в правительстве не хуже нас это понимали. Но постановление, уравнявшее в правах людей, принимающих в семью чужих детей, с теми, кто родил собственного ребенка, носит не только экономический, но и политический характер. Государство тем самым еще раз обозначает: в политике призрения сирот происходит смена приоритетов - поворот от интернатного воспитания к семейному. И признает высокую социальную значимость поступка своих граждан, решившихся заменить детдомовцам родителей. "Для нас, - заметил как-то на пресс-конференции один из руководителей Минобрнауки России, - российский усыновитель - это герой, которого наши органы опеки должны носить на руках".

    Пока же этот герой в вопросах усыновления и опеки целиком и полностью зависит не от федеральной власти, принимающей стратегические решения, а от мелкого чиновника, решающего: следовать ли ему "генеральной линии" или "тише ехать".

    Поделиться