Каким бы ни было окончательное судейское решение, очевидно, что процесс в любом случае окажется предельно скандальным.
Швейцарская прокуратура считает подсудимых виновными в халатном отношении к служебным обязанностям, что стало причиной трагедии над Боденским озером в июле 2002 года. В тот день произошло столкновение российского пассажирского самолета Ту-154 "Башкирских авиалиний" с грузовым Боингом-747. В результате погиб 71 человек. В том числе 49 детей из России.
Перед судом оказались три руководящих сотрудника "СкайГайда", четыре технических специалиста и один диспетчер. Родственникам погибших, впрочем, видимо, не стоит рассчитывать на то, что местная прокуратура станет добиваться сурового наказания виновных. Обвинение требует для сотрудников "Скайгайда" наказания в виде лишения свободы на минимальный срок - от 6 до 15 месяцев.
Причем следствие установило, что ответственность за авиакатастрофу несут диспетчеры "Скайгайда", которые не обеспечили безопасных коридоров для пролета столкнувшихся самолетов. В 20-страничном тексте обвинительного заключения говорится о фатальном стечении ряда факторов - технических неисправностей и халатности дежурившего в тот день персонала "Скайгайда", что, собственно, и привело к трагедии.
В частности, установлено, что авиадиспетчер Питер Нильсен, из-за ошибки которого и произошло столкновение, находился один за пультом контроля. В то время, как его напарник ушел спать. За сон в ночь, когда произошла трагедия, ему грозит заключение сроком на восемь месяцев.
Ситуация усугубилась тем, что радары работали "в ограниченном режиме" в связи с проведением профилактических работ. Система оптического контроля вообще была отключена, а специальные линии радиосвязи с самолетами работали с перебоями. К слову, семь из восьми обвиняемых в убийстве по халатности до сих пор остаются служащими "Скайгайда".
Прокуратура выяснила, что технические сотрудники компании (им грозит до двенадцати месяцев тюрьмы) оставили незавершенными ремонтно-профилактические работы, а диспетчеры не ознакомились заранее с ожидавшими их во время дежурства техническими проблемами. Хотя, выйдя на работу, не могли не обратить внимания, что техники "работают с оборудованием".
Помимо восьми обвиняемых, которые вчера предстали перед судом, на скамье подсудимых должен был оказаться и главный виновник трагедии Питер Нильсен. Однако в феврале 2004 года он был убит. В этом преступлении швейцарский суд признал виновным россиянина Виталия Калоева, который в катастрофе над Боденским озером потерял жену и двух детей. В октябре 2005 года Калоев был приговорен к восьми годам тюремного заключения.
Очевидно, что две недели, в течение которых будет идти суд, события над Боденским озером вновь прочно "осядут" на первых полосах европейских СМИ. В Бюлах приехало так много журналистов, что дело решили рассматривать в специально арендованном более просторном зале. Не исключено, что в итоге, с учетом огромного интереса к процессу, судья все же вынесет более суровый, чем полгода тюрьмы, приговор обвиняемым. Ожидается, что суд в Бюлахе продлится до 31 мая.
Что решит суд?
Зульфат Хамматов,
сотрудник аппарата правительства Республики Башкирия, председатель Башкирской республиканской общественной организации "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года - Рейс N 2937":
- О начале заседания нас известили наши адвокаты. В ближайшую субботу я и двое других представителей родственников погибших вылетаем в Бюлах, где с 20 мая будем участвовать в судебном заседании.
Ожидаем от швейцарского правосудия справедливого решения и, конечно же, будем сравнивать судейский подход к Виталию Калоеву, которого осудили на 8 лет, и к сотрудникам фирмы "Скайгайд".
Пока что мы не видим на скамье подсудимых человека, которого считаем главным виновником трагедии - руководителя "Скайгайд" Алена Россье. Сваливать всю вину на рядовых работников и диспетчеров - верх несправедливости.
Рим Суфиянов,
исполнительный директор Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО:
- Окончательное решение, конечно, вынесет суд, но мы считаем, что на скамье ответчиков оказались второстепенные персоны, мелкие сошки. Главной фигурой среди подсудимых должен был быть Ален Россье, бывший тогда генеральным директором компании "Скайгайд". Кроме того, поскольку компания на 99 процентов принадлежит государству, на скамье ответчиков должны были оказаться и представители Швейцарской Конфедерации. Наказание виновных в трагедии должно быть адекватным содеянному. А сроки тюремного заключения - от 6 до 15 месяцев, которых требует швейцарская прокуратура, если сотрудники "Скайгайд" будут признаны виновными, - на наш взгляд, абсурдны и смешны.
Подготовил
Артур Асафьев, Уфа