Новости

17.05.2007 03:00
Рубрика: Общество

22 надежды Лазурного берега

Вчера в Каннах начался 60-й Международный кинофестиваль
Вечером 16 мая на Лазурном берегу Франции при большом стечении звезд торжественно открылся 60-й Каннский международный кинофестиваль. В его главном конкурсе участвуют 22 фильма, причем два - из России. Жюри возглавляет англичанин Стивен Фрирз - режиссер, поставивший оскароносную "Королеву".

Семейную драму-притчу Андрея Звягинцева "Изгнание" собравшиеся в Канне журналисты увидят сегодня, и о первых впечатлениях я смогу рассказать уже в следующем номере. Картину Александра Сокурова "Александра" покажут в четверг, 24 мая.

Фестиваль юбилейный, и, зная любовь Канна к концептуальным неожиданностям, можно ожидать появления новых манифестов, которые так любит предъявлять этот самый престижный киносмотр планеты, разведывая, легализуя и поощряя наметившиеся тенденции в киноискусстве. В качестве предзнаменования здесь склонны рассматривать даже сам выбор фильма "Мои черничные ночи" для церемонии открытия: родившийся в Шанхае гонконгский режиссер Вонг Кар Вай впервые снял свое кино на английском языке и с англо-американскими актерами, причем в производстве картины участвовал французский Studio Canal, а прокатывать ее будет крупнейшая голливудская дистрибьюторская компания Вайнштейна. Означает ли это, что Канн собирается отойти от своего принципа настойчивых поисков национального своеобразия и провозгласить приход эры космополитического кино, покажут дальнейшие события.

Перелистывая пухлый каталог юбилейного фестиваля, можно отметить заметно возросшее участие в мировом кинопроцессе угасших было кинематографий Центральной и Восточной Европы. Много лет, например, не достигало фестивальных орбит когда-то знаменитое кино Венгрии - теперь оно возвращается с конкурсным фильмом Белы Тарра "Человек из Лондона", одинокий герой которого становится свидетелем убийства и оказывается перед лицом новых моральных вызовов. Все чаще привлекает всеобщее внимание кино Румынии, и здесь многого ждут от бытовой драмы Кристиана Мунджиу "4 месяца, 3 недели и 2 дня", действие которой происходит в последние дни режима Николае Чаушеску.

За своей третьей Золотой пальмовой ветвью приедет в Канн боснийский кинорежиссер и музыкант Эмир Кустурица - его трагикомедия "Обещай мне" расскажет о сербе, который ищет собственную жену. Вернется в Канн и другой его лауреат - американский режиссер Гас Ван Сент. Он продолжает поиски нового стиля, о которых впервые заявил фильмами "Слон" ("Золотая пальмовая ветвь" 2003 года) и "Последние дни": в новой картине "Параноид-парк" он в документальной манере отслеживает судьбу 16-летнего скейтбордиста Алекса, который стал нечаянным убийцей паркового охранника. Криминальную историю "Для стариков здесь места нет" привезут любимцы Каннского фестиваля братья Джоэл и Этан Коэны, которых теперь часто упрекают в заигрывании с коммерческим кино.

Впервые за многие годы появилась в каннском конкурсе Германия, причем проблесками своего возрождения немецкое кино обязано турецкому эмигранту Фатиху Акину, три года назад взявшему Золотого медведя Берлинского фестиваля за фильм "Головой об стену". Теперь он покажет в Канне семейную драму "Другой берег" - снова о проблемах трудной адаптации немецких турков к новым для них европейским реалиям.

Из наиболее громких имен конкурса - несомненно, Квентин Тарантино, который появится здесь со своей версией нашумевшего двойного проекта "Доказательство смерти". Уже завтра пройдет показ нового триллера "Зодиак" Дэвида Финчера, который в широко известных фильмах "Семь" и "Бойцовский клуб" зарекомендовал себя как мастер саспенса. Теперь он построил свою картину на реальной судьбе серийного киллера, терроризировавшего Сан-Франциско на пороге 70-х годов ХХ века. Уникален другой случай из жизни, выбранный для своего третьего фильма Джулианом Шнайбелем ("Когда спустится ночь"): герой его драмы "Скафандр и бабочка"- главный редактор журнала Elle Жан-Доминик Бобби в 1995 году впал в кому и очнулся парализованным. Все, что он мог, - это слегка моргнуть левым веком, и, пользуясь этим последним доступным ему средством общения, он сумел продиктовать свои мемуары.

В какой-то мере провокационным, вероятно, станет фильм Маржани Сатрапи и Венсана Паронно "Персеполис" - очередная история спасения мира развернется, во-первых, при некоем тоталитарном исламском режиме, во-вторых, в жанре анимационного черно-белого кино. И, конечно, сегодня трудно представить себе крупный фестиваль без южнокорейского кино. В каннском конкурсе участвуют сразу два его ведущих мастера - Ким Ки-дук с тюремным романом "Дыхание" и Ли Чан-дон с семейной драмой "Тайный солнечный свет".

Хозяева фестиваля - французы - представлены тремя фильмами: "Старая любовница" Катрин Брейя, мюзиклом Кристофа Оноре "Песни любви" и "Техилим" Рафаэля Наджари - драмой о таинственном исчезновении отца еврейского семейства в Иерусалиме.

Чтобы увидеть все это, в столицу мирового кино съезжаются более 30 тысяч профессионалов киноиндустрий, освещать событие будут 4 тысячи журналистов и кинокритиков. Чтобы отобрать 64 игровых фильма, которые составят пять главных фестивальных программ, его дирекция отсмотрела более 1600 картин, так что само участие в конкурсе такого ранга можно считать большим успехом. Победителей Канна-07 объявят на заключительной церемонии вечером 28 мая.

Радость нашего возвращения в главный конкурс Канна омрачается тем, что наших картин нет ни в одной из побочных, но не менее важных каннских программ. Даже состязание студенческих работ мировых киношкол Cinefondacion, в котором всегда не только участвовали, но и побеждали наши вгиковцы, уже много лет обходится без русского кино. Значит, новая тенденция отечественного кинообразования- учить кинематографу не талантливых молодых людей, а только тех, чьи родители могут заплатить, уже дает свои печальные результаты. Странным выглядит и то обстоятельство, что в интернациональной "деревне", раскинувшейся вдоль набережной, есть павильоны всех главных кинематографических держав, есть Польша, Чехия, Таиланд, даже Нигерия есть и Марокко, и только нет страны под названием Россия. Фестиваль тут не виноват- это мы сами начинаем привыкать к положению маргиналов на обочине прогресса.

Общество Ежедневник Образ жизни Культура Кино и ТВ 60-й Каннский кинофестиваль