Новости

17.05.2007 04:00
Рубрика: В мире

Глава Казахстана поделился властью

Нурсултан Назарбаев изменит конституцию в пользу парламента
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в среду сделал парламенту предложение, от которого ни депутаты, ни сенаторы точно отказываться не станут.

При этом эксперты уверены: президентская инициатива, если она будет принята, по сути остается единственным способом в будущем уберечь страну от конфликта между возможными преемниками главы государства.

На совместном заседании парламента Назарбаев обнародовал проект поправок к конституции. О том, что в Казахстане грядут политические реформы, местные политики вместе с политологами говорили давно. Однако очевидно, лишь единицы до вчерашнего дня знали, что казахский лидер разом согласится с большинством подготовленных, в том числе и оппозицией, предложений по ограничению президентской власти. Вчера Назарбаев фактически одобрил 80 процентов инициатив, выдвинутых госкомиссией по вопросам демократизации.

Еще по ходу выступления Назарбаева перед парламентариями стало понятно - глава государства предлагает изменить в Казахстане форму правления с президентской на президентско-парламентскую. Во внесенном им законопроекте предельно четко прописана полноценная реформа политической системы.

Назарбаев предлагает: сократить срок полномочий главы государства с 7 до 5 лет, увеличить количество депутатов мажилиса на 30 человек - до 107 человек, а сената - на восемь человек - до 47, исключить норму о так называемом императивном мандате, который обязывал депутатов голосовать так, как решит партия, от которой они избраны. Кроме того, президент Казахстана считает необходимым внести в действующую конституцию поправку, согласно которой предполагается установить ответственность и усилить подконтрольность правительства перед парламентом. "Премьер будет представлять партию парламентского большинства", - заявил Назарбаев. Добавив, что предлагает упростить процедуру выражения парламентом недоверия как правительству в целом, так и отдельным министрам. Кроме того, президент Казахстана предложил исключить из конституции запрет на государственное финансирование общественных объединений.

При подготовке законопроекта команда Назарбаева, очевидно, учла реформаторский опыт в первую очередь Украины. За последние несколько месяцев украинские политики смогли наглядно продемонстрировать, как плохо подготовленная конституционная реформа по переходу от президентской к парламентской форме государственного управления способна привести к серьезному политическому кризису. Казахстанский лидер настолько уверен в отсутствии заложенных в его законопроекте "мин замедленного действия", что предложил депутатам немедленно приступить к обсуждению документа и принять его в самое ближайшее время.

Видимо, по этому вопросу казахстанские парламентарии не станут спорить с президентом и постараются уложиться в отведенный им срок. Поскольку даже оппозиция положительно оценила предложения Назарбаева. "В целом первые шаги по изменению конституции, которые были предложены президентом, вызывают оптимизм: власти действительно намерены идти на серьезные политические реформы", - заявил лидер общенациональной социал-демократической партии Казахстана Жармахан Туякбай.

При этом, правда, политики пока расходятся во мнении о том, какими будут первые результаты предлагаемой реформы. Так, председатель комитета мажилиса Казахстана по международным делам, обороне и безопасности Серик Абдрахманов считает, что в случае принятия поправок к конституции внеочередные выборы в парламент состоятся уже осенью. С ним согласен и лидер партии "Справедливость" Максут Нарикбаев: "Я думаю, ни депутатам, ни государству не будет выгодно оставлять парламент без изменений". Однако с ними в корне не согласен председатель Конституционного совета республики Игорь Рогов: "Из законопроекта не вытекает, что должны пройти досрочные парламентские выборы".

Семилетний срок полномочий главы государства Нурсултана Назарбаева завершится в 2012 году.

 комментарий

Рустем Лебеков,
директор Евразийского центра политических исследований:

- Можно выделить три варианта дальнейшего развития событий. Центр власти может сместиться к премьеру, избранному парламентом. Возможен вариант двоевластия, когда формально отошедший от дел президент контролирует преемника. Но если компромиссной фигуры не найдут, то, возможно, Назарбаеву придется оставаться у власти до последнего. В любом случае очевидно, что президент стремится не допустить дестабилизации в стране. По моему мнению, его преемником станет компромиссная и весьма неожиданная для многих в Казахстане фигура.

В мире экс-СССР Казахстан Конституционные реформы в Казахстане