Вчера в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении и восстановлении единства в Поместной Русской православной церкви.
Торжественную церемонию подписания посетил президент РФ Владимир Путин.
Дата подписания Акта, очевидно, была выбрана не случайно: в этом году на 17 мая приходится один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников - Вознесение Господне. По случаю сразу двух праздников в храме Христа Спасителя собралось около пяти тысяч верующих.
В заполненном народом храме царило тихое ожидание. Микрофоны и камеры телекомпаний нависали над выстроившимися в два ряда священниками. Всего в богослужении приняли участие около двухсот священнослужителей от обеих цервей. "Что там происходит?" - перешептывались журналисты в задних рядах. Наконец увидели и они: в храме появился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему навстречу двинулся глава Русской православной церкви заграницей митрополит Лавр. Патриарх прочитал молитву о единстве церкви, затем были оглашены постановления Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта о каноническом общении и сам документ. Первоиерархи в тишине прошествовали на амвон, где своими подписями скрепили окончательное воссоединение церквей.
"Свершилось историческое событие, которого ждали долгие, долгие годы, - сказал Патриарх Алексий II после подписания Акта. - Восстановлено единство Русской церкви. Это торжество драгоценно для церкви, собирающей чад своих, драгоценно для всего нашего народа. Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество". По словам Патриарха, этим событием также "символически поставлена последняя точка в драматической истории Гражданской войны".
А митрополит Лавр "в сей благословенный день и час нашего духовного общения" пожелал, чтобы "узы братства обеих частей Русской православной церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства в совместном служении Богу и русскому народу в Отечестве и рассеянии сущему".
Русская православная церковь заграницей отделилась от Московского патриархата в 20-х годах прошлого века. Часть иерархов, оказавшись за границей вместе с другими русскими эмигрантами, сочла для себя невозможным подчиняться священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях из-за атеистических гонений на Церковь в советской России. Предполагалось, что разделение церквей - явление временное, которое продлится до момента падения "безбожной" власти в России.
В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Русской православной церкви заграницей и передал главе РПЦЗ приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Приглашение было принято, и началось движение церквей навстречу друг другу. В мае 2004 года митрополит Лавр впервые посетил Россию в качестве главы официальной делегации РПЦЗ. Первоиерархи обеих церквей выразили желание достигнуть единства внутри Русской православной церкви. Они также совершили совместную молитву на Бутовском полигоне, бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, где в годы массовых репрессий были расстреляны десятки тысяч человек.
Вчера в храме Христа Спасителя Патриарх снова напомнил о той роли, которую сыграла в восстановлении единства церкви встреча Владимира Путина с иерархами РПЦЗ. "Они увидели в вас человека, преданного России, православного христианина, - обратился к президенту Алексий II. - Это было очень важно - после многих десятилетий, многих лет гонений увидеть человека, который несет служение своему народу".
На "молитвенную память о дне, который объединил всех нас", Патриарх подарил президенту складень с изображением Живоначальной Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Российских.
В своей речи Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении "событием поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения". "Возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", одной из духовной основ которого всегда была православная вера, - сказал он. - Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова, которое объединяет народ России. И потому восстановление единства Церкви служит и нашим общим целям".
Подписанный вчера "Акт о каноническом общении" провозглашает Русскую православную церковь за границей "неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви", которая самостоятельна в делах пастырских, просветительских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Глава РПЦЗ будет избираться ее Архирейским Собором и утверждаться Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Для приходов РПЦЗ, открытых на канонической территории Московского патриархата, предусмотрен пятилетний переходный период, в течение которого они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев.
А что означает это объединение для простых верующих? По образному выражению профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова, это событие имеет такое же значение, "как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести". С практической точки зрения объединение означает возможность для паствы обеих церквей не просто заходить друг к другу в храмы, но и вместе причащаться. Ранее из-за отсутствия евхаристического общения между церквями это было формально запрещено (впрочем, многие не соблюдали этого запрета, просто не зная о нем). А духовенство обеих церквей теперь сможет совершать совместные богослужения. Первое такое богослужение прошло уже вчера: после подписания Акта патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в сослужении владыки Лавра и других иерархов.
Хроника раскола и воссоединения Русской православной церкви
1919 год - в Ставрополе создано Высшее церковное Управление Юга России, находившегося тогда под контролем Белой армии. Вместе с составом разбитых частей армии Управление эмигрировало за рубеж.
1921 год - в Сербии, в местечке Сремки-Карловцы созванный эмигрантами Собор выступил с резким заявлением о неприятии Московского патриархата.
1927 год - обнародована декларация митрополита Сергия (Страгородского), провозглашавшая лояльность церкви к советскому государству. РПЦЗ окончательно разорвала отношения с Московским патриархатом.
2000 год - переломный для взаимоотношений церквей год. Юбилейный Архиерейский Собор прославил в лике святых целый сонм новомучеников, в том числе царскую семью, и принял социальную концепцию Русской православной церкви, которая говорила об отношениях между Церковью и государством.
Сентябрь 2003 года - президент Владимир Путин в Нью-Йорке передал главе РПЦЗ митрополиту Лавру приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Процесс восстановления отношений между Московским патриархатом и РПЦЗ активизировался.
Май 2004 года - состоялся первый в истории официальный визит в Россию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром.
Июнь 2004 - октябрь 2006 года - в ходе восьми совместных заседаний Комиссий по диалогу, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание принципиальных вопросов. В том числе Комиссии подготовили и основной документ - "Акт о каноническом общении".
Июль 2006, сентябрь 2006 года - Синод РПЦ и Синод РПЦЗ одобрили "Акт о каноническом общении".
Май 2007 года - в Москве в храме Христа главы двух ветвей Русской православной церкви подписали "Акт о каноническом общении", завершив тем самым процесс объединения.
Справка "РГ"
В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около 500 тысяч верующих из более чем 30 стран мира. В составе церкви 300 приходов в Америке, Европе и Австралии. Духовно-административный центр с 1950 года находится в Джорданвилле (близ Нью-Йорка, США).
Сергей Сергеевич Оболенский
Князь:
- Воссоединение Русской православной церкви во главе с Московским патриархатом и Зарубежной можно только приветствовать. Долгое время зарубежная церковь отказывалась иметь какие-либо контакты с Россией. Это вело к расколу среди православных, порождало непонимание. Наконец-то раскол преодолен. Это особенно важно в духовном плане для наших детей и внуков, родившихся и выросших вне пределов России. У нас, людей первой волны эмиграции, к которым отношусь и я, духовная связь с Родиной никогда не прерывалась и не ослабевала, несмотря ни на какие события в нашей стране. Мы всегда чувствовали себя русскими, православными. А вот наша молодежь - другое дело. Теперь она духовно будет ближе к своей исторической Родине...
Такого же мнения придерживаются и другие русские эмигранты старшего поколения. При этом они отмечают, что Русская зарубежная церковь во Франции всегда была представлена небольшим числом приходов.
Подготовил Николай Паклин, "Российская газета", Париж
Борис Тарасов,
ректор Литературного института имени А.М.Горького, автор книги "Куда движется история? (метаморфозы идей и людей в свете христианской традиции)":
- Трудно переоценить происходящее, потому что объединение имеет огромное значение для культуры России. История нашей страны тесно связана с православием, с православным мировоззрением и всеми духовными смыслами русской культуры и литературы. Так сложилось, что сейчас духовная жизнь большинства подчиняется финансово-экономическим интересам. И это влияет на качество искусства, а особенно на массовую культуру, которая не устает удивлять мир своими перлами. Так вот, для того чтобы духовные смыслы в современном мире не потерялись, чтобы укреплялись именно те основы нашей культуры, без которых дальнейшее ее развитие в созидательном направлении невозможно, и "работает" воссоединение нашей церкви.
Русская цивилизация приобретает свою идентичность во все более глобализирующемся мире. Она не растворилась в так называемых общечеловеческих ценностях, сохранила свою тысячелетнюю историю. И всему этому способствует воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом. Я уже не говорю о том, что воссоединение разорванных связей имеет огромное философское и богословское значение.
Подготовила Елена Новоселова