17.05.2007 23:00
    Поделиться

    В Тверскую область приезжают "не те кадры"

    Демографическая проблема, актуальная для всей России, в Тверской области стоит сегодня весьма остро. Многолетний отток местного населения в сочетании с высокой смертностью и низкой рождаемостью - факторы, негативно влияющие на перспективы развития региона. В этой ситуации трудовая миграция для Верхневолжья - это как раз "то, что доктор прописал", панацея в преодолении демографического кризиса, а также в сокращении кадрового дефицита.

    Именно поэтому Тверская область добивалась и добилась места в лодке под названием "государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа" и стала одной из 12 ее пилотных площадок. Однако в связи с изменениями в миграционном законодательстве, вступившими в силу в 2007 году, изменились и перспективы реализации программы. Об этом и многом другом в интервью "РГ" рассказывает губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.

    Российская газета | Дмитрий Вадимович, в Тверской области разработана региональная программа добровольного переселения соотечественников из-за рубежа. В чем ее суть?

    Дмитрий Зеленин | В настоящий момент региональная программа уже передана в правительство для утверждения в установленном порядке. Главная ее особенность - адресность. То есть каждый ее участник едет не абстрактно в Тверскую область, а в конкретный населенный пункт на конкретное рабочее место.

    В основном программа построена на заявках тверских работодателей о количестве вакансий. Наиболее крупные и динамично развивающиеся предприятия и организации представили перечень свободных рабочих мест для переселенцев и ждут приезда соотечественников.

    Кроме того, в Тверской области в стадии реализации находится целый ряд крупных инвестиционных проектов, которые также потребуют притока квалифицированных кадров. В числе этих проектов - строительство деревообрабатывающего производства в городе Торжке, где будет создано 400 рабочих мест, возведение на территории Фировского района стекольного завода по производству флоат-стекла, бутылок: там появится 509 вакансий, создание логистического комплекса в Конаковском районе с потенциальными 150 рабочими местами. Можно еще продолжить этот перечень.

    Для переселения соотечественников из-за рубежа в Тверском регионе определено семь площадок - город Торжок, Фировский, Селижаровский, Жарковский, Зубцовский, Торопецкий и Конаковский районы. При выборе территорий для реализации региональной миграционной программы учитывался целый ряд факторов, в числе которых - возможности социальной инфраструктуры муниципального образования и, конечно же, наличие пустующих рабочих мест, а также предполагаемое появление новых вакансий в результате воплощения инвестиционных проектов.

    Предполагается, что в нынешнем году переселенцами будет заполнено 528 вакантных рабочих мест. В итоге с учетом коэффициента семейности в нынешнем году в Тверскую область в рамках программы переедут порядка 1319 соотечественников из-за рубежа. Всего же до 2010 года планируется переселение на территорию Верхневолжья около 8000 человек. Общее количество вакансий, которые за этот период времени смогут заполнить мигранты, должно достичь порядка трех тысяч.

    РГ | Однако это все прогнозы. Не думаете ли вы, что в связи с изменениями в законодательстве, значительно упростившими процедуру регистрации мигрантов из безвизовых стран, им будет не суждено сбыться?

    Зеленин | Действительно, требования, которые предъявляются к переселенцам по государственной программе, значительно строже, а их переезд значительно сложнее, чем для малоквалифицированных иностранцев из безвизовых государств. Как я уже говорил, соотечественники должны приехать только в те районы области и на те рабочие места, которые определены в региональной программе. В то время как подъемные для переселенцев предусмотрены для них только в трех из семи территорий вселения (результат установленных категорий Минрегионом России в зависимости от темпов экономического роста).

    Расчет на то, что иностранцы, прибывшие по упрощенным миграционным условиям, будут заполнять вакантные рабочие места в непристижных отраслях (как это происходило в западноевропейских странах), пока не оправдывается. Численность переселенцев, избирающих работу в промышленности и сельском хозяйстве, настолько незначительна, что не оказывает практического влияния на рынки труда в этих отраслях.

    Отмечу, что в последние три года в Тверской области наблюдается положительное сальдо международной миграции. В 2004 году оно составило менее 2 тысяч человек, в 2005-м - 2,5 тысячи, в прошлом году - 2872 человека. Новые нормативные документы, которые вступили в действие в этом году, существенно повлияли на увеличение регистрируемого потока внешней трудовой миграции, то есть на процессы ее легализации.

    Так, в течение ноября-декабря прошлого года многие предприниматели постарались легализовать привлеченных на нелегальной основе работников, чтобы в дальнейшем привлекать иностранную рабочую силу на законной основе. Работодателями была заявлена необходимость привлечения полутора тысяч иностранных работников, в то время как в 2005 году за тот же период заявленная потребность в трудовых мигрантах составляла 272 работника - в пять раз меньше.

    Вместе с тем эти процессы, на мой взгляд, станут более активными и эффективными для экономики региона, если нормативные документы, регламентирующие сегодня процессы трудовой миграции из безвизовых стран, будут усовершенствованы и снимут те риски, которые имеют место сейчас в процессе их реализации. Я заявлял об этом на заседании у главы правительства РФ Михаила Фрадкова.

    РГ | Что конкретно вы подразумеваете под рисками?

    Зеленин | В 2006 году разрешения выдавались с учетом заключений службы занятости. То есть иностранные граждане прибывали к конкретным работодателям, туда, где был недостаток рабочей силы. Теперь в соответствии с законом миграционная служба не учитывает (так как не имеет заключений службы занятости), насколько востребованы на областном рынке труда профессии приезжающих безвизовых иностранцев.

    Нуждается в совершенствовании и утвержденная форма уведомления о приеме на работу мигрантов. С начала 2007 года разрешения на работу в Тверской области уже получили две с половиной тысячи иностранных граждан, а работодатели заявили в службу занятости о трудоустройстве около тысячи двухсот из них. Более того: законодательство не предусматривает представления работодателями уведомлений об увольнении трудовых мигрантов. То есть на сегодняшний день мы не знаем, в какой ситуации находятся эти иностранные граждане, что является источником их дохода, в каком социальном положении находятся их семьи и дети.

    Контроль со стороны субъекта Федерации за движением рабочей силы крайне в данном случае затруднителен. Я считаю, что он станет эффективнее, когда предусмотренная Федеральным законом

    N 109-ФЗ центральная база данных по учету иностранных граждан заработает в полной мере и главное - станет доступной для субъектов Российской Федерации.

    Существует еще одна серьезная проблема, которую справедливо поднимают в связи с изменением законодательства правоохранительные органы. За 10 дней, отведенных на оформление разрешения на работу иностранцам, очень сложно проверить их по учетам МВД и ФСБ России на предмет принадлежности к террористическим и иным экстремистским организациям.

    Все эти трудности и недоработки, безусловно, имеют временный характер и объясняются переходным периодом в реализации существенно изменившегося законодательства в данной сфере. Законодательство дает нам реальные механизмы по регулированию потоков миграции - формирование потребностей для утверждения квот на привлечение иностранной рабочей силы в разрезе отраслей и профессий. И это неоспоримый плюс.

    РГ | Вы сказали, что благодаря новым нормативным документам поток внешней трудовой миграции в Тверскую область увеличился. Насколько? И какие именно мигранты устремились в регион после упрощения процедуры регистрации?

    Зеленин | Только за три месяца работы по новому миграционному законодательству около семи тысяч иностранцев, прибывших в Тверскую область в безвизовом порядке, подали заявления о разрешении на работу. Это в три с лишним раза больше, чем за весь прошлый год, и уже сейчас превышает заявленную нами на 2007 год потребность в этих работниках (4,4 тыс. человек).

    С одной стороны, это, конечно, хорошо: трудовая миграция нам остро необходима. Однако это, безусловно, должен быть контролируемый процесс, увязанный с нашими планами экономического роста и социального развития.

    Проведенный государственной службой занятости населения Тверской области анализ поступивших уведомлений о трудоустройстве безвизовых иностранцев показал, что в область прибывают далеко не те кадры, в которых заинтересована экономика региона. Приезжают в основном лица с низкой квалификацией, а то и вовсе без профессии, даже без минимального знания русского языка.

    Понятно, что таким мигрантам оказывается проще найти рабочее место в торговле, общественном питании и строительстве, где они начинают составлять значительную конкуренцию для местных жителей.

    РГ | Кстати, о торговле. В соответствии с постановлением правительства РФ "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации" с 1 апреля по 31 декабря 2007 года иностранным гражданам запрещено торговать в палатках и на рынках. Выполняется ли это постановление в Тверской области? И не повлияло ли это на функционирование рынков и цены?

    Зеленин | За период с 1 января 2007 года по настоящее время в результате действий контролирующих органов составлено 976 протоколов, на 9 человек материалы направлены в суд, по 3 делам приняты положительные решения. К административной ответственности привлечены 953 человека, в том числе 54 иностранных граждан. Выдворено за пределы РФ 57 человек. Заведено 6 уголовных дел.

    На сегодняшний день проверены все работающие в области рынки и мини-рынки. В целом на них размещено 13 тыс. рабочих мест. В ходе проверок не было выявлено каких-либо серьезных, массовых нарушений миграционного законодательства при организации и осуществлении розничной торговли. Так же, как не отмечено никаких эксцессов по поводу введения в действие постановления правительства N 683.

    Серьезного оттока иностранцев из сферы рыночной торговли в другие отрасли не состоялось и не могло состояться. Связано это с тем, что иностранные граждане от общего числа работающих в сфере рыночной торговли (а это 13,5 тысячи человек) составляли в Тверской области всего 1 процент.

    Проблем с замещением высвобожденных иностранцами вакансий на рынках области также не наблюдалось. Достаточно сказать, что в результате проведения предписанных постановлением мероприятий работодателями подано в службу занятости всего 10 заявок, которые были заполнены местными кадрами.

    Что касается динамики розничных цен на продовольственные и непродовольственные товары, то, поскольку оптовые рынки не сменили своих владельцев, роста цен или сокращения ассортимента, в том числе плодоовощной продукции, не наблюдается.

    РГ | Дмитрий Вадимович, очевидно, что в связи с появлением целого ряда трудностей после вступления в силу изменений в миграционном законодательстве РФ возникла необходимость в создании механизма регулирования внешней трудовой миграции. Каким, на ваш взгляд, он должен быть?

    Зеленин | Мы действительно заинтересованы в наличии такого реального механизма регулирования, которым, я считаю, должны стать квоты для иностранных работников из безвизовых стран. Сегодня в Тверской области уже ведется работа по определению потребности в привлечении иностранных работников и формированию квот на осуществление ими трудовой деятельности на 2008 год.

    В целом же существующие на сегодняшний день механизмы, определенные федеральным законодательством, на мой взгляд, являются прогрессивными. Произошло резкое снижение административных барьеров на пути привлечения иностранной рабочей силы, что явно способствует основным целям проводимой реформы.

    При этом значительный массив существующих сегодня проблем можно решить, если внести в федеральное миграционное законодательство и подзаконные нормативные правовые акты изменения и дополнения, которые предоставят субъектам Российской Федерации полномочия по регулированию миграционных процессов внутри регионов. В том числе по муниципальным образованиям, отраслям экономики и профессиям.

    Это даст возможность согласовать ситуацию на рынке труда с установленной правительством РФ квотой на привлечение и использование иностранных работников, в том числе прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

    Поделиться