18.05.2007 02:30
    Поделиться

    Михаил Фрадков взбудоражил страховой рынок

    Инвестпрограмма РАО "ЕЭС России", которую в отличие от аналогичного документа газового холдинга кабинет министров исправно рассматривает каждый год, по-прежнему вызывает немало вопросов. И, как правило, все они связаны с деньгами.

    Как заметил глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, речь идет об источниках финансирования инвестиционной программы и проверке обоснованности заявок, поскольку служба усматривает некорректное удорожание.

    На самом деле, по планам министерства промышленности и энергетики, инвестиции в электроэнергетику составят в 2008 году 902 миллиарда рублей. Суммарный же объем инвестпрограмм системообразующих компаний, по оценке замглавы минпромэнерго Андрея Дементьева, составит в 2008 году 384,9 миллиарда рублей. Наибольшие доли в общем объеме инвестпрограммы системообразующих энергокомпаний на 2008 год у "ФСК" - более 170 миллиардов рублей, "Росэнергоатома" - свыше 120 миллиардов рублей и "ГидроОГК" - более 75 миллиардов рублей.

    Тем не менее у министерства "нет окончательного понимания по закрытию дефицита инвестпрограммы концерна "Росэнергоатом". Она не поменялась по объектам, но очень сильно изменилась в деньгах, именно поэтому Дементьев заметил, что необходимо уточнить источники ее финансирования. Правда, инвестпрограмма головной структуры РАО ЕЭС вообще составлена только на 2008 год, поскольку именно он станет последним годом его существования. Возможно, еще и поэтому она составляет лишь пятую часть от запланированных доходов концерна.

    Инвестпрограмма "Росэнергоатома", управляющего десятью отечественными АЭС, на 2008 год составит 120,5 миллиарда рублей. "Без учета пятого (строящегося) энергоблока Курской АЭС", - сообщил представитель минпромэнерго. В программу концерна включена задача строительства не менее двух энергоблоков АЭС ежегодно. "Кредиты же для финансирования инвестпрограммы "Росэнергоатома" в 2008 году не предусмотрены", - заметил Дементьев.

    - Будет ли неповоротливость "Росэнергоатома", как ФГУПа, по кредитам и по всему как-то замещена той реструктуризацией, которая сейчас проводится? - поинтересовался у Сергея Кириенко, возглавляющего эту структуру, глава кабинета министров Михаил Фрадков.

    На что Кириенко торжественно пообещал переломить ситуацию с изменением статуса концерна "Росэнергоатома", который к декабрю этого года станет акционерным обществом, входящим в компанию "Атомэнергопром".

    Но главный экономист хотел прояснить ситуацию вокруг использования бюджетных денег до последней копейки и заметил, что в последнее время появляется огромное количество плавучих атомных станций, однако 1 кВт установленной мощности такой станции стоит 7200 долларов. "Это никогда не окупится. Ни один бюджет этого не выдержит. Это в семь раз выше, чем в теплогенерации", - воскликнул Греф. Но Кириенко попытался убедить главного экономиста в том, что станции будут строиться не за счет бюджета, а за счет инвесторов и должны окупать себя в течение десяти лет.

    - Трудно отследить бюджетные затраты, когда все проекты в одном мешке, - засомневался Греф.

    Свое слово в защиту плавучих станций сказал первый вице-премьер Сергей Иванов, считающий, что с вводом в эксплуатацию первой ПАЭС тариф для всех частей минобороны и "Севмашпредприятия" в Северодвинске, где будет размещаться станция, снизится в три раза.

    - Это маловероятно, я в эти цифры не верю, - не унимался Греф. - Для того чтобы ее окупить, надо тариф в три раза поднять. А то, что рассказывают, и то, что появится, - это, как правило, две большие разницы.

    К тому, что пока так и не появилось и к инвестпрограмме энергохолдинга, у главного экономиста нашлось немало замечаний. Греф, к примеру, предложил освободить малый бизнес от платы за подключение к энергосетям. "Сейчас, особенно в энергодефицитных регионах, эта плата огромна, а в Москве малый бизнес вообще не может открыть какое-либо предприятие", - заметил он. На доработку инвестпрограммы электроэнергетики решили отвести три месяца. .

    Вопрос о совершенствовании страхования в стране оказался более близким практически каждому из министров. Премьер, так, видимо, вспомнив свой опыт работы в "Ингосстрахе", просто "загнал в угол" и основного докладчика - замминистра финансов Сергея Шаталова, и руководителя Росстрахнадзора Илью Ломакина-Румянцева.

    - Хватит легкой жизни страховщикам - поработали, заработали, а теперь подумайте о людях, - прервал Фрадков, видимо, размышления о жизни Ломакина-Румянцева. - Прошу Росстрахнадзор понять ответственность государства. Илья, что там засел втихаря? Обсуждают вопросы неспециалисты, а вы там сидите и ждете.

    И хотя правительство одобрило вчера меры по совершенствованию законодательства страхования, которые войдут в стратегию развития страховой отрасли на 2008-2012 годы, разрабатываемую минфином, обсуждение было жарким. Предполагается, что в стратегии будут прописаны, в частности, меры по "укреплению надежности и стабильности страхового бизнеса, подходы к определению понятий добровольной и обязательной форм страхования". Сейчас же, как заметил Шаталов, "в этих понятиях до сих пор происходит путаница, на федеральном уровне страховой рынок регулирует порядка 40 нормативных актов, а в регионах - около 60". В ближайшее время будет определена сумма выплат обязательного страхования, объемы страховых премий. Речь, в частности, идет о законе о страховой ответственности, при авариях на производствах, о совершенствовании медицинского страхования (этот вопрос перенесен на 2008 год) и других нормативных актах.

    Правда, Фрадков не скрывал, что опасается поглощения российских страховых компаний иностранными после вступления России в ВТО. "Будет взрывной интерес к российскому страховому рынку. К этому надо готовиться, а если мы будем двигаться потихоньку, то можем все прохлопать, - предостерегал он и минфин, и страховщиков.- У нас всего несколько компаний, которые интересуют западников. Они их купят сейчас на корню - и привет".

    Тем не менее идея его заместителя Сергея Нарышкина о создании крупных страховых компаний с участием государства пришлась ему не по душе. Фрадков считает, что необходимо проработать вопрос о возможности реализации создаваемым Банком развития функции перестраховщика.

    - Это не тот случай, когда надо пообещать, - остановил Нарышкина Фрадков. - Это нереально сделать, поскольку нет ни специалистов, ни технологий, вот если попробовать в Банке развития тему страхования, которую мы сейчас там планируем в зачаточном состоянии, инкубировать...

    В соответствии с законом о Банке развития, принятым Госдумой 20 апреля, банк наделяется функцией по страхованию экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков в порядке, определяемом правительством.

    - Если сейчас не проснемся - проспим, - заметил он.

    Поделиться