23.05.2007 01:00
    Поделиться

    Прокуратура Челябинской области обвиняет школы в воровстве

    Прокуратура выявила нарушения в реализации нацпроекта "Образование"

    Слепой проектор

    Прокуратура сообщила о выявленных недостатках в десяти муниципальных образованиях региона, и претензии к образовательным учреждениям самые разнообразные — от нецелевого использования бюджетных средств и нарушений в размещении заказов до закупки некачественного оборудования и откровенного воровства.

    В Нязепетровском районе часть бюджетных денег нацпроекта — 5196 рублей — использовалась на оплату услуг связи и коммунальных расходов. В отношении начальника отдела образования Николая Кислова и главного бухгалтера возбуждены дела об административном правонарушении по статье 19 Закона Челябинской области "Об административных нарушениях". Сегодня мировой судья Нязепетровского суда по представлению суда может оштрафовать чиновников на 4000 рублей каждого, плюс на 400 МРОТ — районный отдел образования. Акт местного контрольно­ревизионного отдела Николай Кислов хоть и подписал, но в душе с ним не согласен.

    —Создание межшкольного методического центра и информатизация системы образования — это тоже часть нацпроекта, — говорит Николай Кислов. — Но прокуратура сочла, что нацпроект не предусматривает оплату услуг связи. Претензии к нам, как будто мы себе премии выписали, хотя все деньги потрачены на межшкольный методический центр. Такой уж у нас Бюджетный кодекс: стараешься как лучше, а не получается.

    Возникли разночтения с прокуратурой и по количеству приобретенных в Нязепетровском районе компьютерных классов и АРМов (автоматизированных рабочих мест). Так, надзорный орган сообщает, что в 2006­-2007 годах "компьютерные классы не приобретались, из 12 автоматизированных рабочих мест учителя и библиотекаря приобретено лишь 6". Николай Кислов утверждает, что в прошлом году приобретено три компьютерных класса. Кроме того, в районе девять средних школ, и в девяти есть АРМы, и уже не по одному.

    Много претензий к закупке и установке школьного оборудования у районных прокуратур Челябинска. Например, в Металлургическом районе оборудование было, но так и не установленное, поскольку его монтаж требует дополнительных затрат. В бюджете они не предусмотрены, и директорам остается лишь обращаться с протянутой рукой к родителям. В школах №21, 69, 109 Челябинска оборудование и мебель поступали частями, без накладных, счетов, актов приема-­передачи. Вопреки требованиям статьи 47 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд" в Чебаркуле без запроса котировок заключен договор с одной из частных фирм на поставку АРМов учителя и библиотекаря. В школу №51 Челябинска, заявляет прокуратура, научно­производственный институт "Учебная техника и технологии" не поставил мультимедиапроектор, однако управление образования Ленинского района и руководство школы ничего не сделали, чтобы поставщик выполнил свои обязательства. Низкое качество поставленного оборудования и мебели выявлено в школах Кунашакского района, в Копейске и Коркино.

    В школе №103 Челябинска прокуратура обнаружила, что выделенные в рамках  нацпроекта автоматизированные рабочие места библиотекаря и учителя использовались не по назначению. Кстати, в этом учебном заведении пока нет ни одного компьютерного класса, приобретенного в рамках нацпроекта "Образование". А тот, что имеется, закуплен по инициативе и на средства одного из депутатов. Прокуратура, говорят в школе, на то и существует, чтобы проверять. Но по поводу ее претензий у учителей есть свои аргументы.

    —Мы получили в рамках нацпроекта два АРМа — учительский и для библиотекаря, — говорит директор средней школы №103 Галина Цейзер. — АРМ библиотекаря стоит на обычном столе, системный блок — на полу, но он уже используется. Учительский АРМ еще не сформирован, потому что для него нет компьютерного стола, нет железной двери в кабинете. Но оборудование и сейчас в работе — оно не стоит и не пылится. Правда, проектор всего один на сорок учителей, этого очень мало. В богатых лицеях могут собрать деньги с родителей и на ремонт, и на мебель, а у нас такой возможности нет. На качественную установку у школы пока просто нет средств, но летом закупим все необходимое и установим. Вообще обычные общеобразовательные школы в катастрофическом положении.

    Отчасти слова челябинского директора подтверждают и цифры, озвученные прокуратурой: в Катав­-Ивановском районе библиотеки начальных школ обеспечены учебниками на 75 процентов, основных — на 60, средних — на 90, в Копейске образовательные учреждения обеспечены учебниками лишь на 40 процентов.

    Премия за прогульщиков

    Еще один блок нарушений связан с денежным вознаграждением учителей и классных руководителей. В большинстве городов и районов, отмечает прокуратура области, в 2007 году денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя за январь — март выплачено только в апреле. А в школах Ленинского района Челябинска зарплата педагогов систематически задерживалась.

    Если в одних школах учителям недоплачивают, то в других, напротив, имеют место приписки. В школе №21 Челябинска выявлены факты недоплаты педагогам за выполнение функций классного руководителя в специальных (коррекционных) классах. А школе №46 Челябинска деньги классному руководителю начислялись за учеников, которые были отчислены либо прогуливали уроки без уважительной причины. В школе №51 Челябинска выплата вознаграждения за классное руководство производилась без учета фактически отработанных дней. В Чебаркуле установлены факты как недоплаты, так и излишнего начисления вознаграждения за классное руководство.

    Согласно приказу министерства образования и науки РФ участниками конкурса образовательных учреждений, активно внедряющими инновационные образовательные программы, могут быть лишь те школы, в которых не зафиксированы нарушения законодательства об образовании. Между тем в школе №15 Троицка, выдвинутой на получение гранта губернатора, допускались грубые нарушения законодательства об образовании и трудового. С 2004 года руководство школы незаконно переводило из класса в класс фактически не обучающуюся ученицу, а классный руководитель необоснованно выставляла ей оценки в  журнале.

    Пустые квитанции

    Школу №63 прокуратура обвиняет в нарушении принципа общедоступности и бесплатности образования: родители обратились с жалобой на принудительный сбор денег. В отношении директора гимназии Натальи Мананниковой возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.1
    КоАП РФ (самоуправство).

    —На представление прокуратуры мы ответили, — говорит директор школы Наталья Мананникова. — Мы объяснили, что в октябре 2006 года состоялся совет родителей, который принял решения о материально­ техническом развитии школы. Был определен и размер добровольных пожертвований родителей на развитие школы — 2500 рублей. Но никакой принудиловки не было — родителям выдавали пустые квитанцию, и они сами могли определить сумму пожертвования.

    В Красноармейском районе прокуратура возбудила уголовное дело по части 1 статьи 159 УК РФ (мошенничество) в отношении директора комбината школьного питания. Как считает прокуратура, руководитель с помощью поддельных документов присвоил около 94 тысяч рублей, которые предназначались для детского питания и закупки сладких новогодних подарков. Правда, обвинение подозреваемому еще не предъявлено.

    Прокуратура считает, что большинство нарушений произошло, поскольку нет надлежащего ведомственного контроля над школами при реализации национального проекта "Образование". Прокурор области Александр Войтович направил представление губернатору Петру Сумину и поставил вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц министерства образования и науки области. Между тем в школах не без иронии говорят, что количество всевозможных проверок школ уже давно превысило число поставок нового оборудования.

       комментарий

     Александр Кузнецов,  начальник управления образования Челябинска:

    —По большому счету эти претензии яйца выеденного не стоят. Думаю, нарушения носят локальный характер, и вряд ли все это вообще можно расценивать как нарушения. Несвоевременная выплата за классное руководство отчасти объясняется задержкой финансирования из федерального бюджета. Деньги пришли с большим опозданием. С коррекционными учреждениями тоже была неразбериха на федеральном уровне. Что касается использования АРМов не по назначению… А кто вообще определил назначение этого АРМа и почему он не так используется? Это рабочее место учителя, а где оно располагается, решает сам учитель — это может быть кабинет, может быть учительская. Что значит не по назначению — что они, орехи колют на этом АРМе? Нам о массовых нарушениях неизвестно. У нас в городе 170 школ­бюджетополучателей, есть частные нарушения, но делать из них далеко идущие выводы просто смешно. Ведь контролеров настолько много: за последний год школы проверены ОБЭПами всех уровней, прокуратурами всех уровней, контрольно­счетными палатами — областной и городской. В общем, надзорных организаций уже гораздо больше, чем это реально
    необходимо.

    Поделиться