Сотрудников SkyGuide жду сроки от 6 до 15 месяцев условного заключения

Вердикт швейцарского прокурора прозвучал довольно сурово. По его словам, в навигационной компании SkyGuide царила "атмосфера халатного отношения" к своим обязанностям при том, что сотрудники компании не могли не осознавать возможных последствий. Напомним, что в небе над Боденским озером 1 июля 2002 года столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой Boeing компании DHL. Погибли 71 человек, включая 45 детей из Башкирии, летевших на каникулы в Испанию.

В отличие от обвиняемых, переложивших всю вину за катастрофу на убитого диспетчера Петера Нильсена, прокурор заявил, что ответственность за произошедшее лежит также на руководстве и служащих диспетчерской. "Этот человек (Нильсен) не сам взял на себя слишком большой объем работы. Причина фатальных ошибок диспетчера - упущения в работе руководства компании SkyGuide и его коллег", - отметил в своем выступлении прокурор Хехт.

По оценке прокурора, в ночь, когда произошла трагедия, диспетчеры и технические сотрудники SkyGuide в центре контроля за полетами в Цюрихе "не проявили достаточной ответственности и не осознали дополнительных рисков, связанных с проведением ремонтно-профилактических работ". Кроме этого, Хехт выступил в защиту экипажа российского Ту-154, заявив, что его действия не являлись причиной катастрофы.

Накануне в ходе заседания суда была прослушана запись переговоров между авиадиспетчером и экипажами самолетов, которые он обслуживал, сделанная за шесть минут до катастрофы. Из реплик пилотов и диспетчера следует, что сотрудника SkyGuide отвлекло от наблюдения за двумя столкнувшимися самолетами опоздание другого лайнера и технические проблемы. До этого независимый австрийский эксперт, который был привлечен судом, также заявил, что российские пилоты поступили правильно, послушавшись указаний диспетчера, а не автоматической системы предупреждения об опасном сближении самолетов. Система требовала от пилотов Ту-154 набирать высоту, чтобы избежать столкновения, а Петер Нильсен, наоборот, снижаться.

Как известно, сам диспетчер Нильсен недожил до судебного процесса в Бюлахе. Он был убит в феврале 2004 года россиянином Виталием Калоевым, который в катастрофе над Боденским озером потерял всю семью - жену и двоих детей. В октябре 2005 года суд в Цюрихе признал Калоева виновным в умышленном убийстве и приговорил его к восьми годам тюрьмы строгого режима.

Выводы независимых экспертов и выступление прокурора на процессе теперь фактически подтверждают правоту российской стороны, что позволяет родственникам погибших, помимо моральной компенсации, надеяться и на серьезные финансовые компенсации со стороны швейцарской компании. Как ожидается, процесс в Бюлахе продлится до конца мая, а приговоры по этому делу будут вынесены не раньше июля этого года.